Коллеги по цеху отзывались об актере Олеге Янковском как о неподражаемом мастере, которому удаются большие и маленькие роли. Однако его появлению на сцене зрители обязаны невероятному стечению обстоятельств. Рассказываем об этом подробнее.
Олег Янковский был гениальным актером, который легко влюблял в себя зрителей. Хотя в повседневной жизни он был скорее жестким и нелюдимым человеком, чем словоохотливым добряком. Диапазон актерских преображений Олега Ивановича на сцене и на экране поражал. Современники в один голос твердили, что Олег Иванович был человеком блистательного ума и уникальных возможностей. Рассказываем, как артист попал на сцену и как относился к работе.
Олег Янковский родился в Казахстане в 1944 году в семье, которая имела старинные дворянские корни. До революции его отец Иван Янковский служил в Семеновском полку, участвовал в Первой мировой войне. В 1930-х он был репрессирован и сослан в Казахстан, где работал на заводах в Джезказгане и Ленинабаде (сейчас — Худжанд, Таджикистан). Позднее Олег Янковский говорил: «Я практически не помню своего отца: он был репрессирован, долго находился в заключении. Мы встретились только незадолго до его смерти».
Олега с двумя братьями воспитывала одна мать. Актер говорил про сложившуюся ситуацию так: «Интеллигентная, без какого-то специального образования, женщина осталась с тремя детьми». В 1951 году Янковские переехали в Саратов. Там за мальчишками следила бабушка Ольга Ненастьева, которая учила внуков французскому языку. «У нас была замечательная бабушка. Она постоянно говорила «Господа»; изъяснялась по-французски. Представляете, это в то время!», — смеялся Ростислав Янковский, брат Олега Янковского.
Артистом Олег Янковский стал благодаря чуду, можно сказать, что обыкновенному. После школы он собирался поступать в медицинский институт, чтобы стать стоматологом. Мальчик хотел хорошо зарабатывать и помогать маме. Однако он случайно увидел объявление о приеме в знаменитое Саратовское театральное училище. Театр Олег любил, даже участвовал в школьном драмкружке. Экзамены в училище уже закончились, поэтому Янковский решил узнать о правилах приема на следующий год и зашел в кабинет директора. Тот только спросил фамилию и сказал, что Янковский уже зачислен. Оказалось, что брат Олега — Николай — втайне от семьи решил поступать и прошел творческий конкурс, но потом передумал (согласно другим источникам, он так любил Олега, что уступил ему свое место).
«Судьба быстро отворачивается, если она дает тебе возможность, а ты как-то легкомысленно с ней обращаешься, она и наказывает, наверное. Поэтому с этой мыслью нужно просыпаться, с этой мыслью нужно ложиться спать», — уверял Олег Янковский.
Учиться Олегу Ивановичу было непросто. Педагог по сценической речи характеризовал его так: «Говорил плохо, аппаратом обладал тяжелым, рот открывал неправильно». Но в роли Тузенбаха в дипломном спектакле «Три сестры» Янковский сумел показать себя многообещающим, интересным актером, и это развеяло сомнения мастера.
На втором курсе училища Олег Иванович познакомился со своей будущей женой Людмилой Зориной, которая училась на курс старше. Когда после училища Зорину пригласили в Саратовский драматический театр, она настояла, чтобы мужа тоже взяли туда. Так и произошло. В театре Людмила быстро стала звездой. Олегу Янковскому же сначала несколько сезонов доставались лишь эпизодические роли.
Все изменило счастливое стечение обстоятельств. Вместе с труппой Саратовского драматического театра в 1967 году Олег Янковский поехал на гастроли во Львов. Там в ресторане гостиницы его заметил Владимир Басов. Режиссер тогда искал актера на роль немца Генриха Шварцкопфа в своем новом фильме «Щит и меч». Пригласить в картину Янковского Басову предложила его жена Валентина Титова. Она посмотрела на Олега Ивановича и сказала: «Ну вот типичный ариец, тебе же нужен Генрих Шварцкопф». Басов ответил, что, конечно, лицо замечательное, но это, наверное, математик, ученый какой-нибудь, потому что таких умных лиц у артистов не бывает. Оказалось, бывает.
На пробах Янковский репетировал сцену из фильма вместе со Станиславом Любшиным, которого уже утвердили на роль разведчика Александра Белова. Артист рассказывал в интервью «Российской газете»: «Олег так стал переживать! <…> Все трагическое состояние было выражено на его благородном лице. <…> Я тогда Басову говорю: «Владимир Павлович, ну посмотрите, как этот парень страдает, как точно вы выбрали артиста». <…> И Басов согласился: «Да, с каждой секундой хорошеет, мы его утверждаем».
Картина «Щит и меч» вышла в четырех сериях в 1968 году. Первый эпизод фильма «Без права быть собой» стал лидером кинопроката. Его посмотрели почти 70 миллионов зрителей.
В том же году Янковский получил еще одну главную роль — красноармейца Андрея Некрасова в ленте «Служили два товарища». Вначале актер пробовался на роль поручика Брусенцова, но режиссер Евгений Карелов, увидев его на пробах, воскликнул: «Этого человека мы Врангелю не отдадим». Был и такой интересный случай: однажды к одному из авторов сценария Валерию Фриду прибежал Евгений Карелов и обеспокоенно спросил, почему у Некрасова так мало текста, все его реплики уместились на половине печатной странички: «Как же так, главная роль и столь мало текста? Может, добавите?» «Не надо, пусть молчит, — ответил Валерий Фрид. — Пусть Быков разговаривает, а у Янковского и так все ясно, без текста, и молчит он так выразительно, так много говорит его молчание».
Вместе с актером в фильме «Служили два товарища» снялись Ролан Быков и Владимир Высоцкий, а также Ростислав Янковский, который тоже стал артистом.
После выхода фильмов Олег Янковский стал популярен. Зрители специально ходили в Саратовский драматический театр, чтобы посмотреть на артиста. Вскоре он стал получать главные роли в спектаклях. Например, князя Мышкина в постановке романа Федора Достоевского «Идиот». «Я увидел его на сцене Саратовского театра, — рассказывал при жизни Марк Захаров, тогда художественный руководитель театра «Ленком». — Мне посоветовали посмотреть этого артиста Евгений Павлович Леонов (актер театра и кино — прим. ред.). Я посмотрел и остался очень доволен. Он играл князя Мышкина в какой-то другой тональности, это было очень дорого и похоже на то, чем увлекался я. Я сразу пригласил его ко мне в театр».
Янковский вспоминал, как Захаров назначил Олегу Ивановичу следующую встречу у «Ленкома» и… не пришел: «Я набрался мужества, <…> и набрал телефон. Говорю, Марк Анатольевич, я артист из Саратова, мы с вами договаривались. Он говорит: «Ой, господи, Олег, а как вас по отчеству (как он запоминает все отчества, я не знаю)? Вы великодушный человек. Я буквально через час прибегу». В результате уже через несколько месяцев Олег Янковский перешел в «Ленком». Янковский говорил, что переезд в Москву был труден в основном в бытовом отношении. Пятиметровая комната в общежитии, маленький сын. Но профессионально он не чувствовал никаких опасений.
В театре актер дебютировал в роли секретаря парторганизации Горяева в спектакле «Автоград-XXI». В книге «Театр без вранья» Марк Захаров писал: «В первой же совместной работе над спектаклем «Автоград-XXI» <…> я ощутил необыкновенную человеческую и актерскую собранность Янковского. Он всегда очень внимательно следил за режиссером, за собой и своими партнерами, был очень нацелен на предстоящее дело. <…> Он постоянно и умело сочиняет, исследует, просчитывает варианты, делает смелые и неожиданные предложения. <…> У него необыкновенно выразительный взгляд. Ему вовсе не обязательно говорить слова, он умеет излучать нервную энергию, «сгорать», не двигаясь с места. Так, как умеет это делать он, пожалуй, никто другой не умеет».
Всего в «Ленкоме» Янковский прослужил более 30 лет. Он играл Гамлета, Владимира Ленина в «Революционном этюде», Постороннего в спектакле «Диктатура совести» и многих других. Захаров признавался, что Янковский был очень надежным и дисциплинированным артистом, настоящим фанатиком театра. «Он человек с хорошими режиссерскими мозгами», — пояснял руководитель «Ленкома» и добавлял, что его импровизации были чрезвычайно хороши.
В 1970-х Олег Янковский стал так часто сниматься в кино, что критики даже назвали этот период «временем Янковского». Актер сыграл декабриста Кондратия Рылеева в «Звезде пленительного счастья», белорусского издателя и просветителя Франциска Скорину в картине «Я, Франциск Скорина», секретаря парткома Льва Соломахина в драме «Премия», Отца в фильме «Зеркало».
Близкий друг Янковского, актер и продюсер Леонид Ярмольник рассказывал, что когда актер соглашался на какую-то роль, то по 40-50 минут с ним разговаривал по телефону от имени своего персонажа, а тот должен был выслушивать. Так он учил текст. Иногда Ярмольник говорил: «Олег, мне надо уезжать». На что актер отвечал, чтобы друг сначала его выслушал, а потом уже делал все остальное.
«Олег был беспредельно тщательным и скрупулезным во всем. Я думаю, что Олег был самый, в хорошем смысле, занудный. Так, как он решал сниматься или не сниматься, с кем сниматься, у кого сниматься и что играть, я таких артистов не знаю. Это могло длиться недели, месяцы», — пояснял Леонид Ярмольник.
Главным советчиком для Олега Ивановича всегда была жена, Людмила Зорина, иногда он мог послушать и Ярмольника. Продюсер объяснял: «Были моменты, когда я его уговаривал сниматься в совместном кино, но ничего у меня не получилось. Вот если в сценарии он не видел того, что он может сделать так, как никто, и ему самому не будет стыдно, <…>, то уговорить его было невозможно. Это было бессмысленно, безнадежно».
А дальше Янковского приглашают в знаковые фильмы, которые смотрели миллионы телезрителей. «Обыкновенное чудо» Марка Захарова, «Мой ласковый и нежный зверь» Эмиля Лотяну и «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова. Все они имели чрезвычайный успех. Олег Иванович также сыграл главную роль в телесериале «Доктор Живаго» Александра Прошкина. Режиссер вспоминал: «В Янковском, в его природе, при его такой необычайной внешности, красоте, есть некая постоянная самоирония. Мы легко эту красоту воспринимаем, потому что он тут же вносит какую-то ироничную ноту. Он чувствует свою и чужую боль. И он абсолютный профессионал. В нем нет никакого гонора, выпендрежа советских русских знаменитостей. Он всегда приходит на площадку артистом, который пришел работать».
По словам режиссера, в кино чрезвычайно важно – фотогения, магия лица. «Вот я сейчас припоминаю, как мы работали, какой-то треп, еще какие-то вещи. Теплые воспоминания постепенно уходят. И остается магия лица человека на экране. И это, конечно, фантастическое совершенно лицо. Олег — русский интеллигент. Он и страдает, и мучается. В то же время он умен, остер. Все есть в этом изумительном лице», — резюмировал Александр Прошкин.
Практически до самого конца жизни Янковский снимался в фильмах, играл в театре. Кроме того, он стал президентом российского кинофестиваля «Кинотавр». Однако здоровье актера становилось все хуже: он несколько раз попадал в больницу. 10 апреля 2009 года он сыграл свою последнюю роль в театре — моряка Жевакина в спектакле «Женитьба» по пьесе Николая Гоголя. Вскоре Янковского вновь госпитализировали, а 20 мая 2009 года он умер.
«В моей жизни Олег — это как самая любимая книга, которую я не дочитал, нам все равно не хватило времени. <…> Олег для меня был примером в том, как нужно заниматься этой профессией, как нужно выбирать роль, как не надо быть «проституткой», как не надо гнаться за деньгами из-за работы», — заключил Леонид Ярмольник.
Источники:
- Неизвестный Олег Янковский: актер в воспоминаниях друзей, родных и коллег (www.kulturologia.ru/blogs/200517/34600/)
- Неподражаемый мастер. Марк Захаров — об Олеге Янковском (www.tass.ru/opinions/6140436).
- Олег Янковский (www.culture.ru/persons/2211/oleg-yankovskiy-2)
- Олег Янковский. Настоящий аристократ (www.youtube.com/watch?v=ppInp07Tzz4)
- «Олег Янковский. Последняя охота» (www.youtube.com/watch?v=oIzZUMVPRVU).