О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Русский исход. Армия Врангеля в Турции и Тунисе
Русский исход. Армия Врангеля в Турции и Тунисе

В ноябре 1920 года с Крымского полуострова – Евпатории, Керчи, Севастополя, Феодосии, Ялты, шла эвакуация 150 тысяч белых русских офицеров, солдат, их семей и гражданских. Они покидали свое отечество, уже несуществующую Российскую Империю под натиском на прядки превосходящих сил Красной армии. Им нужна была передышка, нужно было накопить силы, чтобы вернуться – и они были уверены, что это – не навсегда. Они и не чувствовали себя побежденными. На 113 кораблях они направлялись в Константинополь, ощущая, что куда бы они ни прибыли – с собой они несут Россию. 

Приказ об эвакуации Русской армии генерал Врангель отдал 11 ноября 1920 года. Она заняла пять дней – с 13 по 17 ноября. Крымский исход проходил организованно – Врангелю удалось сохранить в армейских частях порядок и дисциплину. 

Русские войска покидали родную землю с надеждой уже скоро «наголову» разгромить «красных» и восстановить Российскую Империю – с ее культурой, ценностями и традициями. Примерно треть из них, порядка 50 тысяч воинов, составляли казачьи части – строевые чины Русской армии.  Они отплыли из родных краев на нескольких кораблях, представители казачества из гражданских отправились на других судах вместе с остальными беженцами. 

 «Гостеприимная» Франция

Заботы по спасению и содержанию прибывших в Константинополь русских воинов взяла на себя Франция. Главнокомандующий Русской армией Петр Врангель, верховный комиссар Франции в Крыму граф Дамьен де Мартель и французский адмирал Шарль Дюмениль заключили договор, по которому Франция оказывала покровительство, помощь и поддержку воинским подразделениям, гражданскому же населению, покинувшему Россию вместе с военными, было предложено устраивать свою жизнь за границей самостоятельно. 

Эмигрировавших сухопутных и морских военных распределили на три корпуса: 1-й Армейский, Донской и Кубанский. Они получили размещение, с сохранением армейской организации, воинского довольствия и оружия, в воинских лагерях районов Галлиполи и Чаталджи (Турция), а также на острове Лемнос (Греция) и в Безерте (Тунис). 

Казачьи части из Донского корпуса и часть донских беженцев из числа гражданского населения также оказались в районе Чаталджа в сотне километров от Константинополя; Кубанские казачьи части и часть чинов Донского корпуса, включая Атаманское военное училище, были направлены на Лемнос. В Тунис, в порт Бизерте были направлены 150 казаков: офицеров и гардемаринов Черноморского флота вместе с Русской эскадрой. 

Казаки на африканской земле

150 казаков, включая 20 офицеров, 25 декабря 1920 года высадились с кораблей Русской эскадры в порту Туниса Бизерте. 

Одни из них нанялись на работу на прибывшие в Бизерте суда, другие организовали на берегу казачью станицу, ее атаманом стал полковник Пухляков из города Севастополя, которого позже сменил полковник Иван Белый. 

На тунисской земле, несмотря на лишения, болезни и смерти соотечественников, эмигранты из России воссоздали родной казачий быт, нравы и традиции. Здесь не было разделения на чины и звания, беспокоились не о власти и превосходстве, а о выживании и помощи эмигрантам. Трудились всем миром во благо станицы: лечили своих и местных, занимались торговлей, организовали ремесленные мастерские и занялись фермерством, обеспечивая продуктами себя и африканцев. 

             Чаталджинские лагеря. Выжить, несмотря ни на что

Казачьим воинским подразделениям, находившимся в лагерях Чаталджи и на Лемносе, пришлось сложнее. Однако, они не сдались на волю обстоятельств и всеми своими силами старались сохранить на чужбине традиции предков.

Жили полуголодные, полураздетые, стиснув зубы от боли. Они хоронили близких и детей, однако соблюдали воинскую дисциплину и хранили кодекс воинской чести, находясь в готовности каждую минуту подчиниться приказу главнокомандующего Русской армией и пойти в бой за Отечество. При этом они умудрялись не только работать, чтобы выжить и прокормить семьи, но и организовать досуг.

В Чаталдже французское правительство разместило русских в четырех лагерях: Чилингир, Хадем-Киой, Санджак-Тепе и Кабакаджа.

Наибольшим по численности был Санджак-Тепе. Сначала пришлось жить в набитых до отказа деревянных бараках. Потом казаки вырыли себе более теплые и комфортные землянки. Лагерь без труда снабжался продовольствием из-за наличия узкоколейки, соединяющей его с железнодорожной станцией, а вот с топливом и водой были большие проблемы.

Второй по количеству беженцев был лагерь Чилингир. Казаков поселили в старые овчарни – в пропахших навозом зданиях не было дверей, а ветхие крыши не защищали от непогоды. Как и в Санджак-Тепе, казаки решили этот вопрос, вырыв себе землянки. Скудное питание, холод, антисанитария стали причиной малярии и простуды. А в декабре 1920 года началась унесшая множество жизней эпидемия холеры...

В третьем по числу людей лагере Кабакаджа, казаки, «расквартированные», как и Чилингире, в овчарни, также вырыли себе землянки – получился крошечный городок с улицами и переулками. Страдающие от голода люди испытывали перебои с продуктами и, чтобы спасти себя и своих родных, добывали себе пропитание, нанимаясь на работу к жителям близлежащих деревень. 

Меньше всего беженцев из России было в лагере Хадем-Киой. По сравнению с другими лагерями Чаталджи, жить здесь было более-менее сносно, так как именно здесь находился центр администрации лагерей Чаталджа – штаб и конвойная сотня штаба. 

Поражает способность казаков организовать свою жизнь. На островах работали прачечные и ремесленные мастерские: слесарные, столярные, сапожные, портняжные. Были открыты читальни, школы по обучению грамоте, курсы для повышения уровня образования офицерского состава. В Кабакадже были своя библиотека, курсы английского и французского языка для всех желающих, театр с двумя труппами – русской и малороссийской. В Санджаке-Тепе силами казаков были открыты театр и струнный оркестр. 

Но, как бы не пытались казаки наладить жизнь в чужой стороне, никогда не переставали думать о Родине – ждали, когда закончится это пребывание в лагерях и можно будет вернуться домой. 

Как показало время, ожидания так и остались мечтами, а лагеря Чаталджи сали прелюдией к еще более суровому этапу в скитальческой судьбе казачества – переезду на Лемнос. В этом пустынном, унылом месте, на поросших диким бурьяном холмах на берегу Эгейского моря, где ни одного человека окрест, полностью оторванные от частей врангелевской армии, представители казачества окончательно расстались со своими иллюзиями вернуться назад, в Россию. 

Как и сами казаки, Врангель до последнего верил, что размещенные в лагерях воинские части сольются в войско и отправятся на Родину – не как проигравшие, но как освободители родной страны от большевиков. К сожалению, ему, как и остаткам его войска, пришлось распрощаться с победными планами...

         Остров Лемнос. Нет пути назад 

В январе 1921 года казаков из лагерей Чаталджи переправили на находящийся под патронажем Франции и Англии греческий остров Лемнос, где уже жили с декабря 1920 года их собратья по оружию – казаки Кубанского и Донского корпусов, а также Терско-Астраханского казачьего полка и курсанты Атаманского военного училища. Всех казаков объединили в одну Лемносскую группу войск под командованием генерала Абрамова.

Образовалось два лагеря – первый – на полуострове Калоераки, на берегу Мудросского залива, второй – лагерь беженцев, где жили гражданские и военные, которые ушли сами с воинской службы или были уволены командованием из-за нарушения дисциплины и сеяния смуты и беспорядков в армии. 

 «Ты, Лемнос, наша каторга, Заграничная тюрьма. Ты голодная, холодная, И пустынна и мрачна. На твоих твердынях каменных Меж ущелий, между скал По французскому велению Дух казачий угасал...» – такую песню сочинили казаки об острове, где были вынуждены провести месяцы голода, холода и отчаянья. Жили в промокших от дождей и мокрого снега, насквозь продумываемых пронизывающим морским ветром палатках, спали прямо на сырой земле или травяных подстилках, испытывали перебои с продуктами, да и тех едва хватало на то, чтобы хоть как-то утолить голод. Более слабые из-за возраста и по состоянию здоровья казаки, их жены, дети, жены и дети русских офицеров, которых они отправили на остров в надежде уберечь от смерти, всего около 400 человек, нашли на Лемносе свою верную гибель. 

Отчаянье казаков и членов их семей усугубляла фактически полная оторванность от других подразделений Русской армии. Лагеря были окружены двойным кольцом сначала английских, затем французских военных, которые запрещали беженцам покидать территорию. Информации о событиях в России и за границей, за исключением присылаемых по почте изданий русских эмигрантов и редких газет, не поступало. Прорывом в большой мир был только «Информационный листок Донского лагеря на о. Лемнос», который издавался в количестве 10 экземпляров – там печатались переводы статей из французских газет. 

Некоторые из представителей казачества, не выдержав тяжелых материальных условий и психологического давления, перешли на воинскую службу во французский Иностранный легион. 

Однако большая часть осталась в рядах Русской армии, демонстрируя недюжинную способность преодолевать любые трудности. На Лемносе казаки занималось строевой подготовкой,  открыли детский сад, гимназию, лазареты, легочный санаторий, детское общежитие, палаточные церкви, мастерские, два театра, кинематограф, гимнастическое общество. В марте 1921 года состоялся выпуск юнкеров Атаманского военного училища. Даже знаменитый хор Жарова появился именно здесь, на далеком греческом острове. 

В свободное время казаки играли в футбол, изучали иностранные языки: сербский и французский, купались в море, рыбачили, смотрели кино и т.д.

         Крах иллюзий

Несмотря на упорядочивание со временем быта и досуга, жизнь на Лемносе казалась казакам невыносимой. Преданные Родине и воинскому долгу, они находились в состоянии боевой готовности, верили до последнего, что поступит приказ от главнокомандующего Русской армией Петра Врангеля и они вернут, во что бы то ни стало вернут отнятую новой властью Россию.

К сожалению, Врангель так и не отдал долгожданный приказ, хотя и планировал, что остатки войска вскоре продолжат воевать с «красными». Однако французское правительство имело на этот счет совершенно другое мнение – французам надоело содержать «врангелевскую армию», они перестали видеть в ней способную одержать победу над большевиками силу и все больше склонялась к тому, чтобы признать СССР. 

Несмотря на сложившуюся обстановку, Врангель до последнего не оставлял надежды сохранить армию в боевой готовности, рассчитывая использовать ее для дальнейшего захвата власти в России. В начале марта 1921 года он заявил о создании преемственного носителя законной власти – Русского совета. Самой важной задачей совета было сохранение Русской армии, «над которой нависла угроза насильственного роспуска». Главнокомандующий не хотел «распыления силы, сбереженной при столь трудных обстоятельствах и призванной к завершению борьбы за спасение России и коренных устоев цивилизации». 

Чтобы сохранить свою армию, Врангель продолжил ее финансирование даже тогда, когда 25 марта 1921 года командующий французской армии генерал Бруссо издал распоряжение о полном прекращении властями Франции содержания беженцев из России. 140 тысяч русских солдат и офицеров оказались на чужбине без средств к существованию. Спасая положение, Врангель какое-то время содержал армию на собственные деньги – доллары, которые депонировал посол в США Б.А. Бахметьев в банках Болгарии и Сербии, валюту, вывезенную из Крыма, и средства, вырученные от продажи имущества за рубежом. Денег хватило на 6 месяцев. Дальше командному составу для обеспечения армии пришлось распродать вывезенные из России ценности, в число которых входила коллекция редких монет и медалей, и остатки военного имущества из русских заказов в Америке, в результате чего был создан воинский фонд в размере 3 674 522 365 динаров.

       Переезд казачества на Балканы: в Сербию и Болгарию

Чтобы не допустить роспуска Русской армии, ее главнокомандующий обратился весной 1921 года к парламенту государства Сербов, Хорватов, Словенцев (СХС) и народному собранию Болгарии с просьбой «дать приют Русской Армии на славянской земле». Сербы эту просьбу удовлетворили, хотя и потребовали от Врангеля предварительно внести деньги на пропитание русских воинских частей на срок 2 года Материальные средства были найдены, и к январю 1922 года русские войска были дислоцированы в Болгарию и Сербию.

Были вывезены из Безерте и с Лемноса и казачьи воинские подразделения. Часть казаков переехала в Бразилию на земледельческие работы, часть вернулась в советскую Россию, где они были арестованы и расстреляны, часть перебралась в европейские страны и в США.  

       Сохранение казачьих традиций и культуры и за рубежом

Так закончилось пребывание казаков на Лемносе и Бизерте – последних островках исторической России, где они старались жить так, словно Гражданской войны и вовсе не было. 

Мечта вернуться на Родину не осуществилась, однако, даже после «стояния» на Лемносе и в Бизерте, вдали от России, расселившись по всему миру, представители русского казачества хранили верность всему русскому, национальному, неся весть о России за рубежом.

Некоторые из них остались жить в Тунисе (Бизерте), Турции, и в Греции, в первые годы еще продолжая вести себя так, как вели себя на своей Родине: отмечали православные праздники, вспоминая былое беззаботное существование в России, собирались вечерами в тесном кругу соотечественников, поддерживали культурные традиции: организовывали хоры, оркестры и т. д. Однако с Лемноса русские люди были эвакуированы фактически полностью – о драматическом периоде пребывания Русской армии в 20-х годах прошлого века здесь, на греческой земле, напоминают теперь кресты на могилах наших соотечественников. 

До сих пор потомки казаков, в 1920 году покинувших Крым в составе врангелевской армии, хранят казачьи традиции, веру православную и русский язык. В какой бы части земного шара они не находились, они берегут лучшее из родной культуры, обладая, как и их предки, талантом в любых обстоятельствах оставаться русскими людьми. 

Источники:

  1. www.admkrai.krasnodar.ru/content/1217/  – История кубанского казачества
  2. www.donskoi.org  – Точка исхода. 90 лет назад казаки армии Врангеля покинули родину
  3. www.slavakubani.ru – Казаки в Чаталджинских лагерях и на Лемносе
  4. www.rg.ru  – Уходили мы из Крыма. 100 лет назад покинувшая Россию белая армия черного барона нашла пристанище
  5. www.greek.ru – О пребывании казаков на о-ве Лемнос (1920-1921 гг.)
  6. www.skvk.org – На могилах казаков в Африке зажглись свечи, привезенные из России
  7. www.gazeta.ru  –  «Кто эти люди?»: как Русская эскадра погибала в Тунисе
  8. www.omgtu.ru – Омский научный вестник, выпуск седьмой –  июнь1999 г. Е.И. Тимонин. Пути и судьбы белого движения (1920-21 гг.) 
  9. Валерий Краснов. Врангель. Трагический триумф барона
  10. www.spb.aif.ru – «Черный барон» и белая армия. Судьба русского военачальника Петра Врангеля
  11. www.nivestnik.ru – Дипломатическая борьба П.Н. Врангеля за переброску русской армии в Болгарию и Королевство СХС (1921-22 гг,) 
  12. www.voskres.ru/articles/zinin.htm – Русские в Бизерте: вчера и сегодня
  13. www.russkiymir.ru/publications/267042/  –126 кораблей. Судьбы белой эмиграции в Турции
  14. www.gazeta-sarov.ru/?cat=7&id=1679 – Маршрут памяти

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной