Экономика его страны росла самыми быстрыми темпами в мире, он тот, кто созвал первую Гаагскую конференцию, а сам был номинирован на Нобелевскую премию мира. Так ли хорошо вы знаете последнего российского царя Николая II, как думаете?
Когда изучаешь историю николаевского правления, поражаешься, как много он смог сделать для России в обстановке заговоров, обманов и клеветы. У него была не простая жизнь – на долю Николая II выпало огромное количество бедствий, которые бы надломили и сломали слабого человека: две войны, в развязывании которых его до сих пор обвиняют, две кровавые революции. Однако это только видимые причины, сюда же – смерть брата Великого князя Георгия Александровича, последовательное рождение дочек, морганатический брак второго брата Великого князя Михаила Александровича, тяжелая болезнь единственного наследника и многое-многое другое.
Как писал публицист и общественный деятель Иван Солоневич в своей работе «Миф о Николае Втором»: «К сожалению, мы очень падки на мифы и стереотипы. Иван Грозный это у нас непременно кровожадный шизофреник, Александр Третий неотёсанный мужлан, Николай Второй слабовольный неудачник, Сталин тиран и кровопийца». Однако для «слабовольного неудачника» последний российский царь принял слишком много передовых законов, которые делают жизнь россиян комфортной и безопасной даже сейчас, да и не только жителей нашей страны.
«Отсталая» Россия?
Как пишет историк Александр Боханов, «в долгий период господства в нашей стране коммунистической идеологии поношение «царского прошлого» было обязательным занятием историков. Отказ был чреват самыми печальными последствиями для любого автора. Многие десятилетия целые когорты деятелей «классовой науки» упражнялись в самых беспощадных выпадах против последнего Царя. Подтасовывали события, передергивали высказывания, переиначивали факты, замалчивали документы».
На самом деле, Россия при Николае II не была экономически отсталой, как принято считать. Напротив, страна переживала небывалый период материального расцвета, накануне Первой мировой войны ее экономика росла самыми быстрыми темпами в мире. Так, в 1913 году в журнале «Economist Europeen» известный экономист Эдмон Тери сделал следующий долгосрочный прогноз развития России и Европы до 1950 года: «Если дела европейских наций будут с 1912 по 1950 год идти так же, как они шли с 1900 по 1912, Россия к середине текущего века будет господствовать над Европой как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении». А профессор Эдинбургского университета Чарльз Саролеа, посещавший Россию до и после революции, полагал, что русская монархия была самым прогрессивным правительством в Европе.
О благополучии страны можно судить по росту ее населения. В период правления последнего российского императора этот показатель был фантастический. Если 1894 году в стране насчитывалось 122 миллиона жителей, то 20 лет спустя, накануне Первой Мировой войны, в России проживало уже около 182 миллионов человек. Таким образом, количество людей увеличилось на 60 миллионов, то есть почти по 2,5 миллиона в год. Для сравнения, в 2017 году убыль населения России составила около 114 тысяч человек, а самый большой прирост за последние семь лет был зафиксирован в 2015 году – примерно 32 тысячи человек (не 2,5 миллиона!).
Люди не боялись создавать большие семьи, потому что знали, что могли их прокормить. Иван Солоневич приводит интересные примеры: «В 1913 году рабочий в России зарабатывал 20 золотых рублей в месяц при стоимости хлеба 3-5 копеек, 1 кг говядины – 30 копеек, 1 кг картофеля – 1,5 копеек…». При этом подоходный налог составлял 1 рубль в год и считался самым низким в мире. Он был почти в четыре раза меньше, чем во Франции, более чем в 4 раза меньше, чем в Германии и в 8,5 раз меньше, чем в Англии. Бремя же косвенных налогов в России было в среднем вдвое меньше, чем в Австрии, Франции, Германии и Англии».
Иван Солоневич продолжает: за 1894-1914 гг. госбюджет страны вырос в 5,5 раза, золотой запас – в 3,7 раза, российская валюта была одной из сильнейших в мире. При этом государственные доходы росли без малейшего увеличения налогового бремени. Общий рост российской экономики даже в тяжелые годы Первой мировой войны составлял 21,5%.
Практически все «великие стройки» коммунизма были спроектированы, начаты или осуществлены при Николае II: электрификация всей страны, освоение дальнего востока, детские сады, участковые врачи, родильные дома, ночлежки для бездомных, борьба с безграмотностью, начальное образование. Он одним из первых обратил внимание на астрономический рост Китая, что стало поводом для укрепления и развитие сибирских городов. И это в то время, когда Китай называли «спящим». Последний российский император достроил важнейший объект - сибирскую железную дорогу. Однако кто сейчас это помнит?
«О реформах Николая (денежная, судебная, винная монополия, закон о рабочем дне) также упоминают нечасто. Считается, что раз реформы были начаты в предыдущие царствования - то и заслуги Николая II вроде как особой нет. Царь "всего лишь" тянул эту лямку и жаловался, что "работает как каторжный". "Всего лишь" подвел страну к тому пику, 1913 году, по которому потом еще долго будут сверять экономику. Всего лишь утвердил в полномочиях двух знаменитейших реформаторов - Витте и Столыпина. Итак, 1913 год: крепчайший золотой рубль, доходы от экспорта вологодского масла выше, чем от экспорта золота, Россия - мировой флагман в торговле зерном», - писал Солоневич.
Николаю II также принадлежит множество заслуг в военной сфере. Например, возрождения русского флота после поражения в русско-японской войне, которое произошло против воли военных чиновников, но спасло страну в начале Первой мировой войны. Однако самым забытым подвигом императора стало то, что он смог в невероятно тяжелых условиях довести Россию до порога победы. К сожалению, противники не дали Николаю II довести дело до конца – иначе свержение царя-победителя не встретило бы поддержки у народа.
Генерал Николай Лохвицкий писал: «Девять лет понадобилось Петру Великому, чтобы Нарвских побежденных обратить в Полтавских победителей. Последний Верховный Главнокомандующий Императорской Армии – Император Николай II сделал ту же великую работу за полтора года, но работа его была оценена и врагами, и между Государем и его Армией и победой «стала революция». Добавим, что с планом триумфального Брусиловского прорыва в 1916 году были не согласны многие военачальники, но царь настоял на нем.
О несправедливой оценке деятельности Николая II писал даже скептично и осторожно настроенный к России Уинстон Черчилль:
«Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. Ее корабль пошел ко дну, когда гавань была в виду. Она уже перетерпела бурю, когда все обрушилось. Все жертвы были уже принесены, вся работа завершена. Отчаяние и измена овладели властью, когда задача была уже выполнена. Долгие отступления окончились; снарядный голод побежден; вооружение протекало широким потоком; более сильная, более многочисленная, лучше снабженная армия сторожила огромный фронт; тыловые сборные пункты были переполнены людьми… В управлении государствами, когда творятся великие события, вождь нации, кто бы он ни был, осуждается за неудачи и прославляется за успехи. Дело не в том, кто проделывал работу, кто начертывал план борьбы; порицание или хвала за исход довлеют тому, на ком авторитет верховной ответственности. Почему отказывать Николаю II в этом суровом испытании?.. Его усилия преуменьшают; Его действия осуждают; Его память порочат… Остановитесь и скажите: а кто же другой оказался пригодным? В людях талантливых и смелых, людях честолюбивых и гордых духом, отважных и властных — недостатка не было. Но никто не сумел ответить на те несколько простых вопросов, от которых зависела жизнь и слава России. Держа победу уже в руках, она пала на землю заживо, как древле Ирод, пожираемая червями».
Миротворческая деятельность Николая II
Современники считали: Николай II войдет в мировую историю как Николай Миротворец. Именно из уст последнего российского царя впервые прозвучало ныне популярное слово «разоружение», и именно он созвал первую мирную конференцию в Гааге. Причем все это случилось задолго до Первой мировой войны.
Новая мировая гонка вооружений активно развернулась в конце XIX века, и тогда же начали создаваться военно-политические блоки. Николай II продолжал международную миротворческую миссию своего деда Александра II. В августе 1898 года Россия разослала правительствам государств всего мира ноту о недопустимости дальнейшей гонки вооружений, об ее разрушительном воздействии на экономическое, финансовое и моральное состояние общества, цивилизации в целом. Россия предлагала созвать международную конференцию по этой проблеме.
Иван Солоневич отмечал: «В головах тогдашней передовой интеллигенции России этот поступок царя попросту не укладывался. Как так, ведь он милитарист и империалист?!» Предложение русского царя удивило и Европу. Историк Борис Романов в книге «Николай II: две войны и революции» писал: «Некоторые политики приветствовали его и утверждали, что царь войдет в историю как Николай Миротворец. Однако были и весьма нелестные отзывы, в том числе принца Уэльского и кайзера Вильгельма. Последний телеграфировал своему кузену Николаю: „Вообрази монарха, распускающего свои полки, овеянные вековой историей, и предающего свой народ анархии и демократии“».
Настойчивость Николая II и активность российских дипломатов принесли свои плоды – 25 крупнейших держав поддержали инициативу России. Мирная конференция прошла в Гааге в мае 1899 года. В результате были приняты декларации о запрете бомбардировок населенных мест с воздуха, применения отравляющих газов и разрывных пуль. Решено было учредить в Гааге арбитражный суд для мирного разрешения международных споров и конфликтов, который действует и сейчас. Сам российский царь в период своего правления несколько раз передавал туда спорные международные вопросы на рассмотрение.
За это Николай II, а также экономист Иван Блиох и дипломат Федор Мартенс, принимавшие от России активнейшее участие в подготовке и работе первой Гаагской конференции, были номинированы на Нобелевскую премию мира. Отметим, что дипломат Федор Мартенс внес огромный вклад в развитие идей и принципов гуманитарного права – ряд положений в действующих конвенциях были разработаны им в конце XIX и начале XX века, и до сих пор являются основополагающими.
В 1907 году конференция была вновь созвана по инициативе России. На этот раз в ней приняли участие более 250 официальных представителей из 44 стран. Принятые на двух Гаагских мирных конференциях конвенции и декларации оказались весьма жизнеспособными и позднее, после Первой и Второй мировых войн, вошли в уставы Лиги Наций и ООН. В Секретариате ООН и сейчас стоит бюст последнего российского императора, там также помещен его Манифест о всеобщем разоружении и созыве мирной конференции.
Свою работу «Миф о Николае Втором» Иван Солоневич начинает очень яркой фразой, которая характеризует правление последнего российского царя: «В числе тех еретических мыслей, которые в свое время были высказаны в моей газете, была и такая: Николай Второй был самым умным человеком России. Сейчас, восемь лет спустя, в мою фразу о Николае Втором я внес бы некоторое "уточнение": с момента Его отречения от престола в мировой политике, - во всей мировой политике, - более умного человека не было. Или еще точнее - или осторожнее - никто ничего с тех пор более умного не сделал». Да, пройдет еще много лет прежде чем мы оценим то, что сделал Николай II для России.
Источники:
- Иван Солоневич «Миф о Николае Втором» 2. Романов Борис «Николай II: две войны и революции» ( www.litmir.me/br/?b=590227&p=1)
- Борис Романов «Мог ли Николай II избежать участия России в Первой мировой войне?» (www.diletant.media/blogs/65662/43867530/)