Игорь Сикорский создал первый в мире многомоторный самолет с закрытой кабиной «Русский витязь» и первый в истории серийный многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец». Однако выдающийся конструктор оказался ненужным своей стране. Рассказываем удивительную историю его жизни.
Выдающийся авиаконструктор Игорь Сикорский создавал в начале XX века маленькие летательный аппараты, рассчитанные на одного человека, вертолеты и тяжелые самолеты. Об его творениях говорили во всем мире, называя мистификацией. Мог ли Игорь Сикорский представить, что после революции он перестанет существовать для своего отечества практически на 60 лет, а его имя будет вымарано из всех книг и энциклопедий? Россия добровольно и с легкостью откажется от изобретателя. Рассказываем удивительную историю жизни гения.
Игорь Сикорский родился 25 мая 1889 года в Киеве. Он был вторым сыном и пятым (самым младшим — прим. ред.) ребенком в семье известного психиатра, профессора Киевского университета на кафедре душевных и нервных болезней Ивана Сикорского. Раннюю страсть мальчика к изобретательству привила мать Мария. Она проявляла особый интерес к жизни и творчеству Леонардо да Винчи, много рассказывая сыну об этом гениальном итальянском ученом. Воображение юного Сикорского было полностью захвачено идеей полета, которую разрабатывал да Винчи, особенно мыслью о создании аппарата вертикального взлета.
В 11 лет мальчику приснился пророческий сон. «Я вижу себя идущим по узкому, богато украшенному коридору. На обеих его сторонах отделанные орехом двери, похожие на двери кают парохода. Пол покрыт красивым ковром. Круглые электрические лампы на потолке светятся приятным голубоватым светом. Чувствую под ногами слабую вибрацию и не удивляюсь тому, что это ощущение отличается от знакомой мне вибрации на пароходе или в вагоне поезда. Я принимаю это как нечто само собой разумеющееся, потому что в своем сне знаю, что нахожусь в воздухе на борту большого летающего корабля. Как только я дошел до конца коридора и открыл дверь, чтобы войти в украшенную комнату отдыха, я проснулся», — писал Игорь Сикорский в своих мемуарах.
Свой первый вертолет с двигателем на резинке Игорь Сикорский построил в 1901 году, в 12-летнем возрасте. Тогда это никого не поражало. В детском творчестве тех лет модели летающих аппаратов быстро вытесняли воздушных змеев. В эти игры играли и взрослые, даже возникло своеобразное мировое сообщество строителей дирижаблей, самолетов и всего, что было способно оторваться от земли. По дальности и продолжительности полетов эти машины не сильно превосходили детские модели.
Действительно, идею летательного аппарата, который потом назовут геликоптером, вертолетом, впервые сформулировал 1475 году Леонардо да Винчи. Спустя много лет, в 1745 году, Михаил Ломоносов повторил и научно обосновал эту идею, а в 1754 году он сделал машину, задача которой была поднимать приборы для исследования воздуха. Есть описания и документы, которые подтверждают факт существования такой машины. Только в ХХ веке, в октябре 1901 года, француз Альберто Сантос-Дюмон на аэростате (дирижабль — прим. ред.) с бензиновым двигателем обогнул Эйфелеву башню. В 1903 году поднялся в воздух планер братьев Уилбера и Орвилла Райт. Кстати, именно за ними в большинстве стран мира признаётся приоритет конструирования и постройки первого в мире самолета, способного к полету, а также совершение первого управляемого полета человека на аппарате тяжелее воздуха с двигателем. В 1906 году все тот же Сантос-Дюмон пролетел на своем аэроплане около 200 метров. И, наконец, в 1908 году Уилбер Райт преодолел 130 километров, продержавшись в воздухе 2 часа 20 минут.
В эти годы Игорь Сикорский учился в знаменитой первой киевской гимназии. В 14 лет он поступил в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Это было необдуманное решение. Подросток хотел пойти по стопам старшего брата Сергея, морского офицера. Через три года Игорь Сикорский окончательно понял, что не хочет связывать свою жизнь с кораблями, и уехал учиться на инженера в школу Дювигнау де Ланново во Францию. Через полгода, когда революционные настроения в России поутихли, он вернулся домой.
Осенью 1907 года Игорь Сикорский стал студентом Киевского политехнического института, где с 1905 года существовала «Воздухоплавательная секция» механического кружка, организованная профессором Н. Артемьевым, учеником Н. Е. Жуковского. Уже во время первого кура студент сумел построить паровой мотоцикл, чем привел в изумление однокурсников, а когда стал сооружать первый вертолет, им заинтересовались и педагоги.
Зимой 1910 года весь Киев был взволнован. Виной тому стал не столько обильно выпавший снег, сколько фантастическое изобретение Игоря Сикорского. В ту зиму ему шел 21 год. Он с друзьями-студентами построил аэросани, чем моментально прославился на весь город. Поздней осенью он привез из Парижа два мотора и прежде, чем приступить к постройке вертолета, решил использовать аэросани для испытания различных пропеллеров собственной конструкции. Аэросани с авиационным двигателем получили название «Анзани». Их мощность составляла 30 лошадиных сил, а скорость — 75 км в час. Машина стала призером второй Международной выставки воздухоплавания в Москве.
На своих санях Игорь Сикорский катал пассажиров, меняя тем самым нагрузку и испытывая различные режимы работы двигателей. Для более точных испытаний требовалась хорошая ровная площадка, молодой конструктор выбрал местный ипподром. Официально рекорд скорости не регистрировали, но в нескольких источниках говорится, что по прямой сани разгонялись до 40 верст в час. Это привлекло внимание, как местных политиков, так и профессоров политехнического университета.
В 1912 году 23-летний Сикорский получил неожиданное приглашение — стать главным конструктором авиационного отдела Русско-Балтийского вагонного завода в Санкт-Петербурге. Вскоре все бюро начало работу над первым в мире многомоторным самолетом с закрытой кабиной. Через год в воздух поднялся четырехмоторный «Русский витязь». Изобретение положило начало тяжелой авиации. 26 мая 1913 года прошел первый полет самолета. Несмотря на успех, люди за пределами России приняли новость за мистификацию. Еще бы, ведь в то время ни один самолет не мог поднять больше 500 кг, а тут масса машины без нагрузки составляла 3400 кг. Не удивительно, что авиационные эксперты предрекали этому проекту полный провал.
Летом 1913 года император Николай II пожелал увидеть самолет. Царь осматривал машину придирчиво, задавал грамотные вопросы. В конце визита он подарил Сикорскому золотые часы, которые стали счастливым талисманом конструктора. Прошла серия ошеломляющих рекордов по грузоподъемности, скорости и продолжительности полета. Так, 2 августа 1913 года был установлен мировой рекорд продолжительности полёта — 1 час 54 минуты.
В результате дальнейшего развития конструкции «Русского витязя», которая была практически полностью переработана, появился «Илья Муромец». Это общее название для нескольких серий четырехмоторных бипланов, то есть самолетов, имеющих две несущие конструкции. «Илья Муромец» стал первым в истории серийным многомоторным бомбардировщиком.
От «Русского витязя» новой модели достались лишь общая схема самолёта и его коробка крыльев с установленными в ряд на нижнем крыле четырьмя двигателями. Принципиально новым был фюзеляж и пассажирский салон с отоплением и электрическим освещением. В результате новый самолёт обладал вдвое большей массой нагрузки и максимальной высотой полёта. В феврале 1914 года «Илья Муромец» поднял в воздух 16 пассажиров и аэродромного пса по кличке Шкалик. Собака запрыгнула в воздушное судно, прогонять животное не стали. Пилотировал машину сам Игорь Сикорский. Вскоре он поднял и пятерых членов Госдумы на высоту 2 тысячи метров, чем убедил самых ярых противников.
Интересно о перелете Петербург-Киев писали в журнале «Искры» от 29 июня 1914 года: «17 июня, в 11 часов утра, в Киев прилетел на своем знаменитом „Илье Муромце“ И. И. Сикорский. Вообще условия перелёта были неблагоприятны. „Илья Муромец“ реял всё время в грозовых тучах. Два часа пришлось лететь под проливным дождём и при встречном ветре. „Илья Муромец“ поднимался на высоту 1300 метров, чтобы очутиться выше облаков. Летели под ярким солнцем, совершенно не видя земли. Удача перелёта лишний раз доказала выносливость „Ильи Муромца“. Не видя земли, лётчики ориентировались по компасу. Близ Киева лётчики сделали „вылазку“, пробившись сквозь густые тучи к земле. Оказалось, что Киев был уже позади них. Пришлось повернуть обратно к аэродрому. Расстояние 1020 вёрст покрыто в 13 часов 10 минут. Сикорский с товарищами оставался в Киеве до 26 июня, причём сделал несколько полётов над Киевом. Во время одного из полётов в числе пассажиров были сестра Сикорского, его дядя, вице-председатель киевского общества воздухоплавания Марков и другие. Полёт, совершённый на высоте 1400 метров, наблюдался буквально всем городом, высыпавшим на балконы и крыши».
Война внесла коррективы в работу Сикорского и бюро. Уже 31 августа 1914 года они передали армии новый гигант — близнец «Ильи Муромца». Это была так называемая «Серия Б», хорошо зарекомендовавшая себя. Сикорский предложил на ее базе делать новый самолет, более пригодный для использования в боевых условиях. Он считал, что для каждой боевой задачи нужна своя машина. В ноябре 1914 года был готов новый большой бомбардировщик «Серии В», его дальность увеличилась на 300 км, высота — на 3 тысячи метров. Он был способен взять на борт до полутора тонн бомб. В 1915 году Игорь Сикорский создал первый в мире серийно выпускавшийся истребитель сопровождения — С-XVI для совместных действий с бомбардировщиками «Илья Муромец» и охраны их аэродромов от самолётов противника.
После Октябрьской революции завод встал. Вскоре стало ясно, что подвижек не предвидится: новая власть больше любила конницу, а в самолетах ничего не понимала. Денег на руках у Игоря Сикорского практически не было, так как все заработанные средства он вложил в акции завода. В начале 1918 года один из бывших коллег, работавший на большевиков, предупредил конструктора: «Положение очень опасное. Я видел приказ о вашем расстреле». По словам Сергея, старшего сына Сикорского, Игорь Иванович представлял для большевиков двойную опасность: как друг царя и как очень популярный человек. Поэтому во времена красного террора, когда расстреливали на месте без суда, Игорь Иванович воспринял опасность всерьез.
Сикорский решил уехать во Францию, которая оставалась союзницей России. Он наделся, что там сможет работать как авиаконструктор, пока ситуация на родине не изменится. 18 февраля 1918 года он выехал из России, как оказалось, навсегда. Однако во Франции его услуги также не понадобились. Конструктор решил эмигрировать в Америку, где, по его словам, самолёты также необходимы в силу обширных территорий. Он уехал туда в марте 1919 года.
Сикорский ошибался. Оказалось, что и в Америке никому не нужно было развивать ту отрасль, которая станет одной из самых главных в XX веке. Первое время он зарабатывал преподаванием математики. В 1923 году он основал авиационную фирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation», где занял должность президента. Начало его деятельности в США было весьма непростым. Денег совершенно не было. Так, известно, что выдающийся русский композитор Сергей Рахманинов лично участвовал в его предприятии, занимая должность вице-президента. Чтобы спасти фирму Сикорского от разорения, Рахманинов прислал чек на 5000 долларов. В 1929 году, когда финансовое состояние фирмы улучшилось, конструктор вернул эти деньги Рахманинову с процентами.
До 1939 года Сикорский создал около пятнадцати типов самолётов, а с 1939 года перешёл на конструирование вертолётов. Его машины применялись как для военных, так и для гражданских целей. Важно, что именно на его вертолётах были впервые совершены перелёты через Атлантический и Тихий океаны (с дозаправкой в воздухе). В 1957 году Игорь Сикорский ушел на пенсию, оставшись почетным консультантом своей фирмы. B 1963 году награждён высшей научной наградой Американского общества инженеров-механиков — медалью ASME.
И в эмиграции его волновала судьба России. Здесь он возглавлял толстовское и пушкинское общества, занимался философией и богословием, принимал участие в деятельности монархического движения. Игорь Иванович скончался в 1972 году в городе Истоне (штат Коннектикут). На его средства была построена Николаевская церковь в городе Стратфорд (штат Коннектикут), прихожанином которой он был до конца своих дней.
Источники:
1. Игорь Сикорский. «Чертежи судьбы» www.tvkultura.ru
2. «День вертолета-амфибии» www.rostec.ru
3. Игорь Иванович Сикорский. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ О САМОЛЁТЕ «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» www.runivers.ru