О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Святая Римма
Святая Римма

Имя Риммы Ивановой, простой девушки из семьи мелкого чиновника, стоит рядом с Екатериной II и королевой Марией Софией Амалией Баварской. Как же так получилось? Рассказываем в нашем материале.

В мире всего три женщины имели офицерский орден Св. Георгия IV степени — Екатерина II, королева Мария София Амалия Баварская и уроженка Ставрополя Римма Михайловна Иванова. Сильная и смелая молодая девушка служила сестрой милосердия на фронте во время Первой мировой войны, став настоящим талисманом своего полка. Сослуживцы называли Римму святой, а подвиг 21-летней девушки восхитил всю Россию.

Под адский шум и визг носилась смерть над боем,
Ища все новых жертв; рекой струилась кровь,
Стон, крики и «ура» сплошным сливались воем…
И только по полю святая шла Любовь.
Шла женщина без страха и сомненья,
Склоняясь к страждущим, и нежною рукой
Спешила облегчить великие мученья
Иль лаской проводить страдальца на покой…

Эти строки, принадлежащие одному из офицеров 105-го Оренбургского пехотного полка, посвящены сестре милосердия Римме Ивановой. Ее гибель вызвала среди солдат и офицеров чувство такого возмущения, что потери, понесенные немцами в том бою, превышали все ранее зарегистрированные. Однополчане тяжело переживали утрату, называли жертвой войны, которая ведется русским правительством по сговору с правительствами других государств. Впервые такие слова звучали в полку! А потом солдатское собрание приняло совершенно неожиданную резолюцию — требовать от командования отправки тела девушки на родину, в Ставрополь. Штаб армии ответил категорическим отказом, но буря возмущения солдат росла. Тело Риммы Михайловны заваливали цветами, которые собирали солдаты, порою пренебрегая даже обстрелом. Наконец, решение было принято: выделить специальный вагон, назначить сопровождающих, но не придавать этой истории огласку.

Подвиг девушки мог бы остаться забытым, если бы не стечение обстоятельств. Дело в том, что взбешенное потерями, понесенными в бою, германское командование доложило в Берлин о сумасшествии и гибели русской сестры милосердия. В штаб кайзеровских войск был срочно приглашен председатель Кайзеровского Красного Креста генерал Пфюль. Надо было спасать положение, иначе русские могли обвинить немецкое командование в зверском убийстве медперсонала.

Пфюль счел своим долгом нанести упреждающий удар, отправив официальный протест в штаб-квартиру Международного Красного Креста. Ссылаясь на Конвенцию о нейтралитете медицинского персонала, он написал, что «сестрам милосердия не подобает на поле боя совершать подвиги». Шум, поднятый западной прессой по поводу этой публикации, мгновенно сделался всемирным. Статьи были посвящены 21-летней девушке, сестре милосердия. Она стала безоружной героиней, которая с ничтожной горсткой русских солдатиков победила в схватке с немцами.

Командование Оренбургского полка, потрясенное гибелью Риммы, решило просить Георгиевскую Думу Западного Фронта представить сестру- героиню посмертно к Ордену Святого Георгия. Фронтовая кавалерская Дума ходатайство поддержала, но командующий фронтом не мог самостоятельно принять решение о награждении и доложил Николаю II. «Император оказался в чрезвычайно сложном положении: кто она такая? Она не дворянка, не офицер, она даже не солдат, — объяснил профессор кафедры истории России Ставропольского университета Николай Судавцов. — Скажем, в этом случае гражданский человек. И вот императору пришлось решать довольно сложную задачу».

Скромный крест из белой эмали с изображением святого Георгия, поражающего копьем змея, русские офицеры и генералы ценили выше любой другой награды. Не знатность, не старые заслуги, не связи при дворе, не юбилей не способствовали получению этого ордена. Им награждали только за блестящий и самоотверженный подвиг, совершенный на поле боя. 18 сентября в газетах было опубликовано официальное сообщение: «Государю императору благоугодно было за столь беспримерной подвиг, сделанный сестрой милосердия Миррой Михайловной Ивановой, запечатленный ее смертью, наградить доблестно погибшую офицерским орденом Св. Великомученика и Победоносца Георгия IV степени» (в сообщении Римма ошибочно названа Миррой — прим. ред.). Так, кем же была эта девушка?

Римма родилась 15 июня 1894 года в семье казначея духовной консистории коллежского асессора Михаила Ивановича Иванова и его жены Елены Никаноровны Ивановой (Данишевской). Имя девочке дали в честь древнего святого (изначально Римма было мужским именем — прим. ред.). С двух лет она начала проявлять способность к заучиванию молитв, небольших стихотворений и сказок.

Воспитывала девочку в основном мать, для которой прежде всего ценились религиозные и нравственные качества ребенка. И дочь ее не разочаровывала — Римма росла общительной и веселой девочкой, была близка со старшим братом Владимиром. Когда у детей спрашивали, кем они хотят стать, девочка бойко отвечала: «Солдатом!», а Владимир говорил: «Врачом!».

В 1902 году Римма Иванова поступила в Ольгинскую женскую гимназию. Она предназначалась для девочек из семей мелких чиновников и мещан. На потоке девочка считалась одной из лучших учениц. Уже в период обучения девочка проявила свою самоотверженность. Так, за несколько дней до окончания гимназии Римма с подругами гуляла в Архиерейском саду вокруг глубокого озера. На их глазах некий молодой человек поскользнулся, упав с подмостков в воду, и начал тонуть. Рядом было много людей, но они растерялись. Тогда Римма бросилась на помощь в чём была: легких туфельках, платье. Утопающий был спасен.

Девушка окончила гимназию в 1913 году. Римма мечтала поехать в столицу и продолжить образование на высших экономических курсах. Но родители заупрямились. Они беспокоились за любимую дочку, боялись отпустить так далеко, поэтому уговорили ее отложить поездку на год. В этом же году Римма Иванова получила назначение в девятое земское училище села Петровское Благодарненского уезда Ставропольской губернии. Девушка стала народной учительницей. Она сразу же завела свои порядки. Например, отказалась от подношений крестьян, что считалось тогда нормой, нашла помещение для учебы, организовала дополнительные занятия, изменила расписание. Благодаря всему перечисленному, ученики уже через два месяца добились удивительных результатов.

Все изменила начавшаяся Первая мировая война. В то время патриотический подъем был необычайно высок, а мобилизационные пункты полны добровольцев. В Ставрополе заработали лазареты, открылись курсы для подготовки сестер милосердия. Но Римма не хотела поступать, как другие девушки, она мечтала отправиться на фронт. Узнав об этом, ее мать заявила, что никуда дочь не отпустит. Тогда девушка пригрозила, что переоденется в мужскую одежду и сбежит. Решающее слово сказал отец: «Я думаю, что ты не доведешь дело до того, чтобы мы обратились за помощью к полиции». В итоге 30 июля девушка поступила на курсы сестер милосердия.

Она с успехом окончила курсы и получила направление во второй земский епархиальный лазарет. Уже через три дня в госпиталь поступило 80 раненых. Вскоре девушка уже стала хирургической медсестрой. Это была одна из самых тяжелых и изнуряющих работ в лазарете. Сохранились письма, которые писали выздоровевшие солдаты. Вот выдержки из одного такого послания: «Дорогая сестрица! Не могу подобрать слов, которыми мог бы отблагодарить Вас за Вашу благодетель и ласки во время того, когда я лежал у Вас в госпитале. Я не могу, не могу всех тех чувств, которые питаю к Вам, описать. Вы для больных как родная сестра. Я надеюсь, что каждый больной вечно будет помнить Вас, а в особенности те, которые лежали в вашей палате».

Из разговоров с солдатами девушка поняла, что на фронте тяжело еще и от того, что офицеры не могут вовремя получить медицинскую помощь. Решение было принято: 17 января 1915 года Римма Иванова коротко остригла волосы и ушла добровольцем на фронт, притворившись мужчиной. Она была зачислена в 83-й Самурский полк под именем Иван Михайлович Иванов.

Сохранилось ее первое январское письмо домой: «Беспокоиться обо мне нечего. Я — вне опасности. Наш полковой околоток, где я сейчас несу обязанности, находится всегда за линией огня… К солдатскому костюму и коротким волосам я уже привыкла. Здесь теперь меня зовут немного иначе… Адрес мой… для Ивана Михайловича Иванова. Устроилась очень хорошо. Уже имею лошадь. Имею походную кровать. Только у меня есть один недостаток в необходимом, и вот в чём: нет у меня белья. Вышлите мне, пожалуйста, смены четыре мужского белья, дамское неудобно стирать…» Конечно, обман с полом быстро раскрылся, вскоре девушка стала служить под своим настоящим именем.

На самом деле Римма Михайловна работала в крайне опасных условиях. За мужество при спасении солдат сестру милосердия наградили Георгиевской медалью 4-й степени, а также двумя Георгиевскими медалями. Самурцы буквально обожали свою медсестру и считали её талисманом полка. Всего Римма Иванова вынесла с поля боя более 600 раненых солдат. При этом девушка неизменно продолжала успокаивать своих родителей: «Господи, как хотелось бы, чтобы вы поуспокоились. Да пора бы уже. Вы должны радоваться, если любите меня, что мне удалось устроиться и работать там, где я хотела… <…> Вот это и будет тогда истинная любовь ко мне. Жизнь вообще коротка, и надо прожить её как можно полнее и лучше. Помоги, Господи! Молитесь за Россию и человечество».

После краткого отпуска в августе 1915 года Римма Иванова поступила в 105-й пехотный Оренбургский полк под начало своего брата — полкового врача Владимира Иванова. Во время боев она продолжала перевязывать раненных на передовой линии, то есть под огнем. А уже 9 сентября произошло то, что заставило навсегда вписать ее имя в историю России.

Это случилось у деревни Мокрая Дуброва (сейчас Пинский район Брестской области Республики Беларусь — прим. ред.). Подробности подвига можно прочитать в телеграмме командира 31-го армейского корпуса генерала-адъютанта Павла Мищенко ставропольскому губернатору: «9 сентября, когда были убиты оба офицера 10-й роты 105-го Оренбургского полка, собрала к себе солдат и, бросившись вперед вместе с ними, взяла неприятельские окопы. Здесь она была смертельно ранена и скончалась, оплакиваемая офицерами и солдатами» Свидетели говорили, что умиравшая Римма успела прошептать: «Господи, спаси Россию».

Прежде Ставрополь не видел таких масштабных похорон. Траурная процессия двигалась под перезвон колоколов во всех храмах города. Впереди шествия на бархатных подушечках несли награды Риммы Ивановой. Великий Князь Николай Николаевич прислал на могилу Риммы серебряный венок, перевитый георгиевской лентой. У Храма святого апостола Андрея Первозванного высокопросвещенным архиепископом Агафодором была отслужена Божественная литургия. В прощальном слове протоиерей Семен Никольский сказал: «…Да! Сестра милосердия стала предводителем воинства, совершила подвиг героя… Город наш, город Ставрополь! Какой славы сподобился ты! Франция имела Орлеанскую деву — Жанну д’Арк. Россия имеет Ставропольскую деву — Римму Иванову. И имя ее отныне будет вечно жить в царствах мира…».


Источники:

  1. Юрий Христинин «Сестра милосердия» www.samlib.ru/h/hristinin_j_n/0101sestra.shtml
  2. Документальный фильм «Святая Римма» &feature=youtu.be">www.youtube.com/watch?v=EfBsEmPY048&feature=youtu.be
  3. «Римма Иванова — кавалер ордена Святого Георгия Победоносца» www.vechorka.ru/article/rimma-ivanova-kavaler-ordena-svyatogo-georgiya-pobedonostsa001/
  4. «Ставропольская дева» www.stoletie.ru/territoriya_istorii/stavropolskaja_deva_185.htm

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной