О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Летописец российской провинции — фотограф Дмитрий Марков
Летописец российской провинции — фотограф Дмитрий Марков

Дмитрия Маркова называют одним из главных фотографов России. В кадре его объектива — люди из российской провинции. Европейцы называют работы Маркова иллюстрациями к русской классике. Рассказываем о талантливейшем фотографе современности.

Уже много лет фотограф Дмитрий Марков исследует Россию за пределами больших городов, специализируясь на съемках провинции. Но как появилось увлечение фотографией — до сих пор загадка даже для него. Он родился в неблагополучной семье, был отчислен из колледжа, не раз попадал в наркологические клиники для реабилитации. Новое увлечение стало его спасением. Сейчас Дмитрий Марков проводит выставки в Нью-Йорке, Париже и Риме, но продолжает жить в провинциальном Пскове. Рассказываем о жизни одного из главных фотографов современности.

 

 

Дмитрий Марков не любит, когда про него говорят, что он фотографирует «непарадную Россию». Дело в том, что как документальному фотографу, ему интересно следить за поведением обыкновенных людей, которых большинство. «Иногда, действительно, есть какие-то сюжеты непростые, но это связано с тем, что у нас в принципе все непросто. Но, если так посмотреть, я снимаю среднюю температуру по больнице — обычных жителей, обычные ситуации, обычные места», — объясняет Дмитрий Марков.

Среди героев его фотографий — инвалиды, сироты, заключенные, военные и просто жители российской глубинки. Вот духовой оркестр, играющий на фоне заброшенного ДК, вот бабушка, скрючившаяся от возраста, кормит котов, а вот кадры из ночлежки для бездомных в Костроме, — это лишь некоторые сюжеты, которые он снимает. «У меня просто есть стандартный набор в каждом городе: рынок, церковь и городская баня. По этим местам очень много можно сказать о городе и о местных жителях», — отмечает фотограф.

 

 

По его словам, люди реагирует на желание их сфотографировать по-разному. «Люди разные, реакции у всех разные бывают. Но про какие-то негативные истории я не могу рассказать. Думаю, это связано с тем, что я не снимаю людей очевидно в негативной ситуации, поэтому проблем у меня практически не было», — рассказывает фотограф.

 

 

Дмитрий Марков родился в подмосковном Пушкино в 1982 году в неблагополучной семье. Отец работал слесарем и часто выпивал, мать работала швеей на фабрике. Позже он признавался, что ситуация в семье очень повлияла на него. После школы Марков поступил в инженерный колледж, чтобы избежать армии. На третьем курсе его отчислили после того, как поймали за употреблением наркотиков в кабинете ректора.

Фотограф рассказывал, что впервые попробовал наркотики в 16–18 лет, когда уже стал жить с друзьями. Это стало для него закономерной историей подмосковных районов — в его окружении тогда все употребляли. Такое времяпровождение казалось естественным. В этот же период Марков приобрел свою первую камеру, чтобы отвлечься от наркотической ломки. С тех пор мало что поменялось. До сих пор именно фотография его мобилизует и сдерживает. «Если бы не она, он бы уже давно закончил свою жизнь так, как все его знакомые — в могиле или тюрьме», — говорит он.

 

 

Мастер убежден, человека делает фотографом в большей степени опыт и профессиональное видение. «Фотограф своими работами дает какое-то высказывание. Для того, чтобы это высказывание было интересным, как минимум, фотографу должно быть, что сказать. Желательно, чтобы это высказывание было не глупым, не популистским или еще каким-то, а глубоким. Это все упирается в опыт, наверное. Причем в опыт даже не фотографический, а жизненный», — поясняет Марков.

В 2005 году его пригласили пофотографировать в детском доме в Прохоров. В результате этой поездки он увлёкся волонтерством, и c 2007 по 2012 год Дмитрий работал в псковской общественной организации «Росток» с детьми-сиротами из коррекционных детских домов, а также воспитателем в детской деревне «Федково». Как отмечает фотограф, переезд в деревню на него очень благотворно повлиял. «Я после этого не смог уже обратно перестроиться. Хотя, казалось бы, я родился в Подмосковье. Мне должен быть более привычен большой город», — объясняет он. — Да, я не понимаю, почему многие люди, особенно сейчас, когда есть возможность работать на удаленке, продолжают оставаться в Москве. <…> Я за то, чтобы города развивались. Не может бесконечно несколько городов притягивать к себе все, а остальным не доставаться ничего. Там же нехватка денег, врачей, ресурсов».

Марков добавляет, что не обязательно уезжать в столицы, чтобы добиться какого-то успеха, признания или найти себя. Достаточно искреннего желания и готовности работать, и это можно сделать в своем родном городе.

С сотрудниками благотворительных фондов Марков объездил десятки социальных учреждений, начиная от детских домов и заканчивая колониями. «В это время я победил в каком-то крутом конкурсе, который предусматривал онлайн обучение фотографии. Он был не в целом про фотографию, а именно про документальные направления. Нашими мастерами на полгода становились такие люди как, например, фоторедактор из The New York Times или же глава мультимедийного отдела Magnum Photos. Люди, которые связаны с фотографией, поймут, — рассказывает Марков. — Я тогда жил в деревне: пять домов, туалеты на улице. И я понял, что надо выходить на онлайн занятия, а интернет 3G не ловил у меня в комнате. Я брал швабру, прикручивал к ней через провод USB модем, и всю эту конструкцию вытаскивал под крышу. Если есть хотя бы 3G и желание, то можно себя найти».

Кроме того, Дмитрий Марков учился у российского фотографа Александра Лапина. «Вот мой учитель всегда рекомендовал очень настоятельно нам, ученикам, общаться с людьми из смежных профессий. Не с фотографами, а с режиссерами, музыкантами, потому что когда мы пообщаемся с фотографами, мы просто, как обезьяны, друг за другом повторяем профессиональные ходы. Но когда мы общаемся с людьми из других областей и профессий, мы творчески, фотографически переосмысливаем какое-то видение, какой-то опыт, которые у них есть», — говорит мастер.

Из Прохорова Дмитрий Марков переехал в Псков, где и живет до сих пор. В 2012 году он зарегистрировался в Instagram, начав выставлять свои работы. В 2013 году участвовал в проекте Burn Diary Дэвида Алана Харви, переняв оттуда концепцию и для своего Instagram — снимать только на мобильный телефон и выкладывать только то, что сфотографировал сегодня.

Сейчас у Маркова более 750 тысяч подписчиков. Через свой аккаунт он продолжает рассказывать о нуждающихся и поддерживать сборы средств. Например, он часто фотографирует постояльцев ночлежки для бездомных в Костроме, тем самым привлекая внимание к проблеме и собирая необходимые деньги. «Что собой представляет волонтерство? Это помощь в меру своих способностей. Я сейчас вижу свое волонтерство в виде фотографий и своей аудитории», — поясняет фотограф.

 

 

В 2015 году Марков стал обладателем гранта Getty Images Instagram Grant по программе поощрения фотографов, использующих Instagram для рассказов о жизни малоизвестных сообществ. «На поддержку аккаунтов, которые представляют сообщества и социальные институты, недостаточно освещаемые в СМИ, — так назывался этот грант. Поскольку у меня это совпало еще с моими волонтерскими историями, я тогда получил грант. Если так посудить, любая жизнь провинциального города — это уже какое-то сообщество, которое недостаточно представлено», — отмечает он.

В 2016 году Дмитрий Марков стал первым российским участником и одним из 15 фотографов из 15 стран, которые участвовали в рекламной кампании iPhone 7 «Apple’s Taken on the iPhone». В 2017 году в издательстве Treemedia вышла его первая книга «#Черновик», а в 2019 году во французском издательстве IIKKI Books вышла вторая книга Маркова «CUT OFF».

В 2018 году состоялась персональная выставка работ Маркова в рамках международной выставки фотоискусства Paris Photo-2018. «Это Sotheby’s (один из старейших в мире аукционных домов - прим. ред.) в мире фотографии. Рядом с разделом, где были мои картинки, продавали Энди Уорхола (американский художник и кинорежиссер, культовая персона в истории поп-арт движения — прим. ред.) по €20 тыс. Там меня представили коллекционеру из Штатов, который тратит ежегодно сотни тысяч долларов на покупку фотографий», — рассказывает Марков.

Позже Марков признавался, что именно после работы во Франции он начал читать русскую классику. Дело в том, что на выставке европейцы часто упоминали имена Толстого и Достоевского. Говорили, что фотографии Маркова — это иллюстрации к русской классике, а он ничего не читал.

Дальше были снова выставки во Франции, Генуе и Нью-Йорке. Все они прошли с большим успехом. Мастер выиграл несколько престижных российских и международных конкурсов — гран-при конкурса «Серебряная камера»; второе место на PhotoPhilanthropy Activist Awards 2014 в любительской категории за фотоисторию «Дорога из серого кирпича» об инвалиде-колясочнике и его сыне из Пскова. Более того, художник Дмитрий Врубель, который создал чуть ли не самое известное граффити на планете, изобразив на Берлинской стене поцелуй генсека КПСС Леонида Брежнева и руководителя ГДР Эриха Хонеккера, в своем виртуальном музее назвал один из отделов именем Маркова.

До сих пор критики обвиняют Маркова в том, что он очерняет российскую действительность и показывает неприглядные картины провинциальной жизни. Однако сам фотограф объясняет, что сосредотачивается на малоприглядных подробностях, потому что очень хорошо знает и чувствует нужды обыкновенных людей.

 

И сейчас Дмитрий Марков много путешествует по России, делает выставки по всему миру, но не собирается уезжать из провинциального Пскова. Свой выбор он поясняет так: «На каком-то мероприятии в Париже нас знакомили с местными фотографами и журналистами. Утром мы сидели на завтраке. Мне что-то сказали и показали на салат, я подумал, что меня так пригласили попробовать. Знаете, как у нас бабушка: „Что ты сидишь? Ешь!“ Я взял салат и начал есть его послушно. Оказалось, что меня попросили передать салат. Было очень неловко. Я не понял, как себя там вести, а в Мурманске или Сызрани мне все понятно».

 

Источники:

1. Марков — как живет русская провинция www.youtube.com

2. Фиксики посмотрели интервью Юрия Дудя с фотографом Дмитрием Марковым. И поблагодарили всех, кто занимается волонтерством в домах-интернатах www.meduza.io

3. Российская глубинка в объективе смартфона. О псковском фотографе, покорившем Европу и США www.tass.ru

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной