О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Загадки императорской серии яиц Фаберже
Загадки императорской серии яиц Фаберже

Начиная с 1885 года Александр III, а затем и Николай II дарили императрицам ювелирные пасхальные яйца, выполненные мастерами Дома Фаберже. Это были настоящие произведения искусства, каждый из которых хранил свой секрет.

   

Словосочетание «яйца Фаберже» давно стало синонимом роскоши, эмблемой богатства Дома Романовых и дореволюционной России. И хотя серия ювелирных изделий создавалась между 1885 и 1917 гг., произведения фирмы Карла Фаберже до сих пор представляют невероятный интерес со стороны ювелиров, искусствоведов и коллекционеров всего мира. И на это есть все основания – эскиз каждого изделия тщательнейшим образом продумывался, изготовление одного яйца занимало практически год, а воплощением занимались лучшие мастера того времени. Но было и еще два условия – уникальность готового продукта и наличие сюрприза внутри.

Российский немец Петер Карл Фаберже родился в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 года, через несколько лет после того, как его отец основал ювелирную фирму. Карл Фаберже получил европейской образование: три года проучился в дрезденской художественно-промышленной школе, а затем начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Йозефа Фридмана. После обучения он вернулся в Россию.  В 1870 году в возрасте 24 лет Карл Фаберже возглавил уже достаточно успешную фирму отца, объединив многочисленные мастерские, где работало к тому времени около 500 рабочих. В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия его фирмы привлекли внимание императора Александра III. Петер Карл получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа».

Уже в начале XX века Дом Фаберже представлял собой крупнейшее производство ювелирных изделий в России. Его филиалы, магазины и мастерские располагались в Москве, Нижнем Новгороде, Одессе, Киеве и Лондоне. Но сердце ювелирной империи находилось в Санкт-Петербурге, в доме на Большой Морской. Проект знаменитого дома №24 был разработан специально для Карла Фаберже и его родственников архитектором Карлом Шмидтом. В нем размещались мастерские, самый большой магазин, художественная студия, главный офис, бухгалтерия, квартиры семьи ювелира, а также хранилище компании. Ежегодно Дом Фаберже выпускал более 10 тысяч изделий, в том числе карандаши, брелоки и звонки.

В чем заключался такой успех компании? Карл Фаберже умел находить высококлассных ювелиров, которых уговаривал переезжать в Санкт-Петербург. Кроме того, он создавал необходимые условия для плодотворной работы мастеров и безраздельно доверял им. Так, каждое изделие изготовлялось в одной мастерской одним мастером. Причем они самостоятельно принимали все решения, начиная от разработки дизайна и заканчивая окончательной обработкой своего ювелирного произведения. Когда требовалось произвести вспомогательные операции (например, покрыть эмалью), изделие на некоторое время покидало своего изготовителя, но всегда к нему возвращалось. В конце работы готовый продукт автор подписывал. Таким образом, изделие Фаберже являлось не безымянной продукцией компании, а авторской работой.

Мастерам Дома Фаберже не было равных. Мало кто знает, что они принимали участие и в работах над храмом Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Напомним, он был возведен в память о трагическом эпизоде русской истории – гибели императора Александра II. Строить храм начал его сын Александр III, а закончил уже его внук Николай II. К проекту были привлечены лучшие архитекторы и художники того времени, а некоторые элементы внутреннего убранства, например, сень над местом покушения на императора, изготовили мастера Фаберже.

Но, безусловно, самые знаменитые изделия ювелирного дома - пасхальные яйца. История их возникновения крайне интересна. Как известно, в христианстве пасхальное яйцо — символ Гроба Господня, в котором была скрыта вечная жизнь. А красный цвет, в который чаще всего окрашивают яйца, означает страдания и кровь Христа. Существует несколько версий возникновения традиции красить яйца на Пасху. По преданию, последовательница Иисуса Христа, христианская святая Мария Магдалина пришла с проповедью к римскому императору Тиберию (14–37 гг.). В качестве дара Магдалина принесла яйцо со словами: «Христос Воскресе!». Император отвечал, что, как яйцо белое, а не красное, так и мертвые не воскресают. В тот же миг яйцо в его руке покраснело.

Традиции разрисовывать пасхальные яйца следовала и императорская семья Романовых. Но в 1885 году Александр III приготовил настоящий сюрприз для своей жены Марии Федоровны – он заказал сделать яйцо ювелирному Дому Фаберже. Изделие получило название «Курочка», его выполнил финский ювелирный мастер Эрик Коллин. Это было яйцо, выполненное из золота и покрытое белой эмалью, внутри – «желток» из золота. В нем, в свою очередь, находилась «курочка» из цветного золота с рубиновыми глазами. Но и это еще не все. «Курочка» имела специальный механизм, который позволял получить доступ к еще двум сюрпризам, - миниатюрной копии императорской короны, изготовленной из золота и бриллиантов, и цепочке с рубиновым кулоном. К сожалению, в настоящий момент оба сюрприза утеряны.

Подобный дизайн был выбран не случайно. Дом Фаберже сделал яйцо, которое императрица видела в детстве, что стало как бы напоминанием о счастливом времени. Датское изделие было создано в середине XVIII века, только выполнено из слоновой кости вместо золота и имело внутри кольцо вместо кулона. Сейчас яйцо хранится в замке Розенборг (Копенгаген). Готовое изделие Фаберже покорило Александра III и Марию Федоровну. После успеха Дом Фаберже должен был выполнять по одному яйцу ежегодно. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию. Правда, царь ежегодно дарил два яйца. Первое — Марии Федоровне, своей овдовевшей матери, а второе —своей жене Александре Федоровне. Серия императорских яиц пользовалась такой славой, что фирма Фаберже выполнила несколько изделий и для частных заказчиков. Сейчас известно о 15 подобных произведениях.

Требования к ювелирным изделиям оставались все те же – уникальность и наличие сюрприза. Что только мастера не помещали в яйца – херувима с часами, маникюрный набор, миниатюрные акварельные картины, модель фрегата «Память Азова», слона из слоновой кости, цветок с короной и кулоном, мольберт в виде сердца, заводного петушка, механическую модель поезда, музыкальную шкатулку и даже заводного лебедя.

Каждое изделие имело скрытый смысл. Так случилось и в 1904 году, когда Николай II заказал Карлу Фаберже яйцо на десятилетие свадьбы с Александрой Федоровной. Сюрпризом внутри изделия из белой эмали стал букет полевых цветов из золота, эмали и бриллиантов в небольшой корзинке. На одном цветке сидел шмель, а на другом — божья коровка. Эти насекомые были выбраны неслучайно. В то время императрица была в положении, и все гадали, родится у царской семьи долгожданный наследник или еще одна великая княжна. А божья коровка как раз считалась символом благой вести о рождении наследника — чего Фаберже и пожелал коронованной паре. В свою очередь, шмеля ювелир посадил на драгоценный букет как напоминание о «царе-труженике» Александре III, десятая годовщина смерти которого также выпала на 1904 год.

Яйцо стало одним из самых дорогих пасхальных подарков от ювелирного Дома: большое изделие с шестью миниатюрами портретов членов царской семьи и двумя огромными бриллиантами величиной с ноготь — самыми крупными, которые вообще встречаются в изделиях Фаберже. По тем временам яйцо стоило 12 600 рублей, тогда как, например, жалованье генерала составляло примерно 500 рублей. Обычно все императорские подарки обсуждали как в свете, так и в прессе. Однако это изделие Николай II посчитал нужным от общественности скрыть. О нем не было упоминаний ни в старых дореволюционных каталогах, ни в воспоминаниях современников. Причиной подобной скрытности стала Русско-японская война, которая началась в 1904 году и приносила русской армии неудачи. В результате Николай II не стал афишировать столь дорогой подарок. Во многом из-за этого долгое время считалось, что в 1904 и 1905 гг. ювелирные пасхальные яйца в императорской семье не вручались. После революции местонахождение ювелирных произведений не могли установить десятилетиями. Но в 1932 году Всесоюзное объединение «Антиквариат» продало яйцо со шмелем и божьей коровкой меценату из США по невероятно низкой цене. Долгие годы оно переходило из одной частной коллекции в другую и, наконец, попало в Музей Фаберже.

В настоящее время самым дорогим из числа всех императорских пасхальных изделий считается «Зимнее» яйцо. Оно было создано по заказу Николая II для Марии Федоровны на Пасху 1913 года. Как раз в это время отмечалось трёхсотлетие дома Романовых, поэтому подарок матери должен был стать особенно дорогим. За «Зимнее» яйцо фирме Фаберже было выплачено 24 600 рублей. Это была самая большая сумма, заплаченная императорским домом за пасхальное изделие от Дома Фаберже. Также это ювелирное произведение долгое время считалось самым дорогим императорским яйцом Фаберже ($9,5 млн), пока на аукционе «Кристис» не было продано «Ротшильдовское» яйцо за $18,5 млн.

Мастером шедевра стала одна из известнейших финских ювелиров ХХ века Альма Пиль. «Зимнее» яйцо было выполнено из горного хрусталя, на вершине размещается лунный камень в виде кабошона (способ обработки драгоценного или полудрагоценного камня, при котором он приобретает гладкую выпуклую отполированную поверхность без граней — прим. ред.). Мастер установила изделие на основание из горного хрусталя, оформленное в виде тающего льда, с ручьями из платины и алмазов. Яйцо разделяется на две прозрачные половинки, ободок каждой из которых был выполнен из платины, украшенной бриллиантами. Обе части украсили тончайшей гравировкой, моделирующей ледяные кристаллы. Сюрпризом стала платиновая решётчатая корзинка с двумя ручками, украшенная розовыми алмазами. В корзинке размещался букет подснежников. Каждый цветок реалистично вырезали из цельного белого кварца с золотым проводом в виде стебля и тычинок, листья изящно вырезали из нефрита, а их середины — из зелёного кварца. На основании корзины было выгравировано «Фаберже 1913».

В 1927 году все то же объединение «Антиквариат» продало яйцо в зарубежную частную коллекцию, после чего изделие несколько раз меняло хозяина, а потом и вовсе исчезло. Его обнаружили приблизительно через двадцать лет после пропажи. Сейчас «Зимнее» яйцо хранится в Катаре, в частной коллекции эмира. Хамад бин Халифа Аль Тани приобрел его в 2002 году на Нью-Йоркском аукционе «Кристис».

Эксперты сходятся во мнении, что всего императорских пасхальных яиц было 54. До нашего времени сохранилось 48 штук, остальные известны по описаниям, счетам и старым фотографиям и считаются утерянными. Только одно из всех яиц, «Георгиевское» (1916 год), — оно стало для Марии Федоровны последним пасхальным подарком от Николая II — вдовствующая императрица смогла вывезти из России в 1918 году. Изделие находилось в багаже императрицы Марии Федоровны, уехавшей через Крым на свою родину, в Данию. Остальные ювелирные изделия остались в Петрограде, что, конечно, не гарантировало никакой сохранности в царившей неразберихе.

Большевики свободно распоряжались конфискованным имуществом. Эмануил Сноумэн (англ. Emanuel Snowman) из торгового дома Wartski вспоминал, что в период с 1925 по 1939 годы он регулярно приобретал у советского государственного торгового агента большое количество изделий Фаберже, в том числе шесть пасхальных яиц, прямо в расположении бывшего петроградского магазина Карла Фаберже на Большой Морской. До сих пор несколько яиц Фаберже считаются утерянными. Коллекционерам остается лишь надеяться, что они сохранились в частных собраниях, и мир еще сможет насладиться этими ювелирными шедеврами.

Что касается Карла Фаберже, то в сентябре 1918 года, опасаясь ареста, он нелегально покинул Петроград под видом курьера одного из иностранных посольств. После долгих вынужденных переездов он остановился в Висбадене. Но оправиться от революционных событий ему так и не удалось. Карл Фаберже умер в сентябре 1920 года в городе Лозанна в Швейцарии, куда его перевезли родственники незадолго до смерти. В последние годы своей жизни он часто повторял: «Жизни больше нет».

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной