О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Дочь генерала Врангеля
Дочь генерала Врангеля

               Взыскание ушедших

«Никогда в русских семьях не было даже сомнений, что они вернутся, – рассказывает С. Михалков в «Русском выборе» (2003) о Белой русской эмиграции, – печально только, что возвращение это разлилось на восемьдесят с лишним лет». 

Но вот уже сто лет прошло – а состоялось ли возвращение?  

Вначале возвращение принималось, как нечто бесспорное – сняты препоны, убраны границы. И лишь потом возникло понимание, что подлинное возвращение находится уровнем выше – где, возможно, никого уже нет, или как прежде, находится только одна его сторона.  

Незадолго до столетия той самой революции, которая взорвала Российскую империю за мгновение до ее Великой победы в Великой войне, в США, на 99-м году жизни, скончалась Наталья Базилевская – младшая дочь одного из самых известных лидеров Белого движения, Главнокомандующего Русской Армией, Правителя Юга России – генерала Петра Николаевича Врангеля. 

«Я молюсь за новопреставленную рабу Божию Наталию, – писал В. Черкасов-Георгиевский, автор исследований и книг по истории Белого движения, –Думаю, что Господь упокоит душу Натальи Петровны Врангель-Базилевской среди праведных. Ведь Наталья Петровна была вполне достойна ее великого отца».

Последние полтора десятилетия она уединённо жила в Вэлли Коттедж – на территории Толстовского Фонда Александры Львовны Толстой, расположенном в 30 километрах от Нью-Йорка. Эта немолодая уже женщина с аристократическим чертами лица, с живым взглядом и прекрасной русской речью никогда не чувствовала себя в одиночестве. В интервью 2007 года она говорила: «все мои знакомые сейчас на том свете. Похоронила мужа, два года назад от рака дочь умерла. Но я не одна. По выходным сын навещает, внуки. Читаю много… по вечерам перебираю фотографии и вспоминаю. Чаще всего, конечно же, маму и отца». Фотография матери висит на стене напротив, отца – стоит рядом на столике.

Отец занимает ее мысли и ее жизнь. Но только ли отец? Отец составлял целый мир русской Белой эмиграции, который, будучи маленькой, она еще не понимала, но который потом открылся необъятной Вселенной человеческого духа, огромного мужества, стойкости, верности и непреклонности, настоящей любви и подлинной дружбы. И была здесь еще важная составляющая – это был мир великого возвращения домой – в Россию, где все они, как писал В. Набоков, видели свою «духовную родину», когда каждый Новый год встречали одним и тем же тостом: «За возвращение в Россию!». 

Эта мечта и соединила русские воинские организации за рубежом – от Галлипольцев до Кадетских корпусов, от Союза офицеров Русского экспедиционного корпуса, до Всевеликого Войска Донского за рубежом и других организаций, связанных между собой Русским Общевоинским Союзом (РОВС), который ее знаменитый отец – Петр Николаевич Врангель, основал в 1924 голу. В этом огромном мире все дышало личностью, именем, энергией, мечтой и неустанной заботой отца – безвременно ушедшего от внезапной и непонятой болезни в 1928 году, когда было ему всего 49 лет. «Сейчас-то я понимаю, – говорит она, – что его отравили».  

           Она       

Все, кому в разное время довелось брать интервью или беседовать с Натальей Петровной Врангель, как отмечают и режиссер-документалист из Нью-Йорка Мария Решетникова, и Гендиректор МОТ Сергей Кузнецов, и писатель Игорь Оболенский, и другие, отмечают ее открытость, обаяние, доброжелательность и твердость, вместе с поразительными для почтенного возраста ясностью ума, самоиронией и прекрасным чувством юмора.

Немного непривычно уже воспринимается аристократический стиль прекрасного воспитания, этот внутренний покой и способность держаться с неизменным достоинством. Непривычны и то уважение к собеседнику, с которым Наталья Петровна слушает, не перебивая и давая возможность высказаться, и та меткость, и точность суждений, которые она включает в непринужденную беседу, ее естественность и простота, которые отмечают знатное происхождение. 

Вызывают удивление красота и чистота русского языка, на котором она ведет беседу, и в котором начисто отсутствуют советизмы и жаргонизмы. Наталия Петровна, объясняя свой прекрасный русский язык, утверждает, что русский язык для нее – неувядающий мир и та главная память, которая связывает ее с Россией и родителями. 

«Но откуда же в Вас столько русскости, – продолжает допытываться журналист, – не столько даже Вашего знания и такого тонкого понимания русской истории, но именно любви к стране, в которой Вы, практически, никогда и не были, и которую Вы почти не знаете?» «Все это, – замечает она, – зависит от семьи» 

          Семья 

Наталья Петровна просто и охотно рассказывает о себе и близких. У Петра Николаевича Врангеля было четверо детей. Его старший сын, Петр Петрович Врангель жил и работал в Нью-Йорке инженером в сфере аэронавтики. Он был талантливым человеком и конструировал предназначенные для полета на Луну космические корабли. Старшая дочь, Елена Петровна Врангель (по мужу Мейендорф) после смерти супруга жила недалеко от Нью-Йорка в Успенском Ново-Дивеевском монастыре Русской православной церкви за рубежом, там же она и похоронена. Самый младший ребенок – Алексей, стал писателем, который жил и работал сначала в Америке, потом в Ирландии. Его книги, часть которых он посвятил отцу, пользовались успехом у русской эмиграции. По складу души, он был человеком разносторонним, любил спорт, сам был спортсменом, и кроме прочего, стал признанным специалистом по разведению лошадей.

Наталья, Петр, Елена и их мать Ольга Михайловна

«Я родилась в 1913 году, – рассказывает она, – …Моя мать была фрейлиной императрицы Марии Федоровны, а отец — офицером. Я ведь и на свет-то появилась в казарме». По словам Натальи Петровны, семья их не была богатой – в отличие от семьи матери. Дедушка по материнской линии владел большим имением, великолепным домом и виноградниками. Прадедушка был известным в России издателем. Это был Михаил Катков. Это он в «Единственно царском пути» (1881) писал: «Предлагают много планов... Но есть один царский путь. Это не путь либерализма или консерватизма, новизны или старины, прогресса или регресса. Это и не путь золотой середины между двумя крайностями. С высоты царского трона открывается стомиллионное царство. Благо этих ста миллионов и есть тот идеал и вместе тот компас, которым определяется и управляется истинный царский путь». Это был Михаил Катков, который печатал произведения Достоевского и постоянно оказывал ему денежную поддержку. С именем Достоевского род Врангелей связан и по мужской линии – в пору пребывания писателя в сибирской ссылке один из Врангелей занимал пост губернатора, и также помогал ему и даже водил с ним дружбу. 

Лето дети барона Врангеля проводили в имении бабушки на Днепре, а потом и на ее даче в Ялте. Там же, в Ялте, Наташа Врангель жила с родителями, старшими братом и сестрой после революционных событий, начавшихся в феврале-марте 1917 года. В это время герой войны, овеянный уже легендами и уже генерал Петр Врангель подает в отставку – отказавшись сотрудничать с «изменниками».

«После тревожной, нервной жизни в ставке, – писал потом Врангель в «Записках», – я поражен был найти в Крыму совершенно иную мирную и, так сказать, глубоко провинциальную обстановку. Еще с первых дней смуты сюда бежало из Петербурга, Москвы и Киева громадное число семейств… Многие старались перенести сюда привычный уклад петербургской жизни». 

Однажды вечером в их тихий ялтинский дом ворвалась толпа матросов и арестовала отца. «Парня, который арестовал отца, – вспоминает Наталья Петровна, – я могла бы узнать и сегодня». Ее мама, Ольга Михайловна, решила идти вместе с мужем. Целую ночь их держали в одном помещении с остальными арестованными, а утром большевики устроили «суд». Арестованных разделили на две группы – кого-то отправляли налево, кого-то – направо. Когда барона спросили, какое отношение он имеет к армии, Петр Николаевич ответил, что он гражданский и работает инженером. Ольга же Михайловна на вопрос, за что ее арестовали, сказала, что ее никто не арестовывал – она просто решила быть рядом с мужем. Это столь поразило красноармейцев, что Врангелей отпустили восвояси.  Чудом родители сумели избежать смерти. А множество из тех, кто был арестован вместе с ними, были убиты изощренным способом – их топили, привязывая к ногам мешки с камнями – получился целый лес из утопленников... 

Когда началась гражданская война, Петр Николаевич Врангель снова надел военную форму. Ольга Михайловна теперь везде ездила с ним. Дети были у бабушки. После того, как генерал Антон Деникин отказался командовать Русской армией и отправился за границу, пост главнокомандующего и занял Петр Николаевич. Он знал, что в сложившейся ситуации - когда силы красных многократно превышали всю численность оставшейся его армии, победить не получится. И задача, которую он сам ставил перед собой – спасти армию в обстановке секретности, при нарастающем давлении со стороны красных, также была почти невыполнима. Он вел переговоры с бывшими «союзниками», и те, наконец, дали согласие оказать содействие. В ноябре 1920 года из Крыма, на 200 кораблях, были вывезены за рубеж все остатки Русской армии, вместе с пожелавшими эмигрировать беженцами - всего 150 000 человек. С Врангелем за рубежом оказалась и его семья.  

      Генерал Петр Николаевич Врангель (Из личного архива С. Кузнецова)

Армию высадили на турецкий полуостров Галлиполи, где, кроме ровного поля, больше ничего не было. Во главе армии Врангель поставил генерала Кутепова, который поддерживал в армейских рядах дисциплину и боевой дух. В рамках договоренности, французы оказывали русским помощь, предоставив скудный продовольственный паек, но вскоре отказались это делать. Вооруженная армия, способная, при желании, захватить Константинополь, не столько для Турции, сколько для Европы и англосаксов, была «бельмом на глазу». Французы уговаривали русских воинов вернуться в Россию, уверяя, что большевики их «простят».  

Чета Врангелей в Константинополе. 1921 год

«Восемь с половиной тысяч человек, – вспоминает Наталья Петровна, – поверили в это обещание и вернулись в Россию. Их всех расстреляли. Другую часть эмигрантов французы и англичане уговорили поехать в Бразилию. В результате те, кто поддался на уговоры…стали обыкновенными рабами на кофейных плантациях». Оставшаяся армия в глазах «союзникам» всегда оставалась грозной силой, и они требовали от Врангеля, чтобы он отдал приказ о расформировании армии или о возвращении в Россию. Но Врангель категорически отказался это делать. 

Наталья Петровна вспоминает, как большевики организовали покушение на жизнь отца и матери, уничтожив яхту «Лукулл», не которой пребывала чета Врангелей, имея право покидать яхту лишь на два-три часа в сутки. В тот день – 15 октября 1921 года – Врангели праздновали годовщину своей свадьбы. В момент уничтожения яхты они были в Константинополе – что их и спасло. 

В 1922 году Врангель, его штаб и семья переехали из Константинополя в город Сремски-Карловци в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев (СХТ). В этом же году у генерала родился младший сын Алексей. Дети вместе с бабушкой временно перебрались во Францию – в замок друзей, а оттуда, спустя какое-то время, отправились Бельгию – в Брюссель. В Брюсселе Петр Николаевич и Ольга Михайловна определили детей учиться в католическую школу – изучать французский язык, считая, что в жизни он пригодится им больше сербского. В это время сам Врангель оставляет воинскую службу и устраивается работать инженером в одну из крупных компаний Брюсселя. Вместе с Врангелями жили мать Ольги Михайловны, ее брат, а также денщик барона. 

Ольга Михайловна Врангель с детьми в эмиграции

По твердому убеждению Натальи Петровны, в Брюсселе большевики отравили ее отца. В один из дней 1928 года к Врангелям внезапно приехал брат жившего вместе с ними денщика – матрос советского торгового судна. «Мы недавно переехали, – поражается Наталья Петровна, – как он нас нашел? Откуда взял адрес? Он совершенно не знал языка». Никому из членов семьи даже в голову не пришло спросить, откуда он взялся и почему приехал. Он весь день провел на кухне, а вечером уехал, успев, как она считает, подсыпать за это время в еду Петра Николаевича какой-то яд… Через пару дней после отъезда матроса генерал, который до этого был совершено здоров, смертельно заболел. 

Врачи так и не смогли определить его болезнь. «Ом мучился от сорокоградусной температуры, – вспоминает Наталья Петровна, – метался в бреду, пытался встать, звал секретаря, отдавал распоряжения. «Картины войны все время передо мной, – жаловался он, – я пишу все время приказы, приказы, приказы». Генерала похоронили в Брюсселе, а потом, по его завещанию, перезахоронили в Белграде – в склепе русской церкви Святой Троицы. 

После смерти барона мать Ольга Михайловна осталась одна с четырьмя детьми. Алеше было всего пять лет, Петр был уже студентом университета, Елена работала секретарем, а Наташа училась в школе. Выжить помогла небольшая пенсия, выделенная Ольге Михайловне сербским королем Александром I Карагеоргиевичем. 

Кроме того, Ольга Михайловна прекрасно владела английским и французским языками, и ей как-то подсказали из эмиграции: «Почему вы не поедите в Америку собрать деньги на помощь эмигрантам?» И в 30-е годы Ольга Михайловна выехала в США читать лекции, с надеждой собрать пожертвования для белой русской эмиграции в Европе. Не только русские, но и многие богатые американцы сочувствовали тогда России и положению Русской армии. Она много и подробно рассказывала о происходившем в России, о русской армии и генерале Врангеле, о тяжелых лишениях, выпавших на долю русским воинам. На собранные в США пожертвования Ольга Михайловна сумела открыть два санатория – один под Белградом, другой в Болгарии – для лечения ветеранов, офицеров и солдат Русской армии. Оставшиеся деньги использовала для ежегодных стипендий молодым русским эмигрантам. В Королевстве СХС она  состояла почетной председательницей Комитета помощи русским воинам и их семьям на Балканах. 

Перед Второй мировой войной она хотела уже вернуться в Бельгию. Даже купила билет на пароход, отплывающий из Нью-Йорка. Но едва поднявшись на борт, вдруг услышала по радио сообщение о начале войны. Сомневаясь, она задала капитану вопрос: стоит или не стоит ей возвращаться в Европу? Капитан дал категорически отрицательный ответ. Она сошла на берег и никуда так и не поехала, осталась в США. Умерла Ольга Михайловна в 1968 году в Нью-Йорке.

Зато в США постепенно перебрались ее дети. Елена Петровна переехала в США в Детройт с мужем в начале 1939 года. За ними последовали и остальные. Наталья вышла замуж за Алексея Юрьевича Базилевского, по профессии инженера химика - механика, работавшего в бельгийской фирме. В 1934 году у них родилась старшая дочь Елена, в 1946 году – младший Петр.

Когда в 1974 году умер Алексей Юрьевич, Наталья Петровна жила тем, что начала делать игрушки – симпатичных медведей из кусочков материи. Базилевской повезло. Таких игрушек в Америке никто не производил. Она даже открыла фабрику, где работали 150 русских эмигрантов. Последним медведем, произведенным на фабрике, был мишка, поющий Травиату. Это было время, когда она исполнила мечту, затаенную на долгие годы – вместе с сыном поехала в Россию, в тот город, в котором когда-то появилась на свет – Санкт-Петербург.

           Возвращение 

Они жили мечтой о возвращении – Наталья Врангель-Базилевская, Петр Николаевич Врангель и все их близкие – как и подавляюще большинство Белой русской эмиграции. Однако России, куда стремились они вернуться, уже не было. Словно римляне, которые несли в себе Рим, Белая русская эмиграция несла Россию, которая и объединяла их в огромное «МЫ», история и культура которого и ныне на «том берегу» разрушенного за столетие смысла, сбережение которого для «подлинной России» стало долгом. Именно они последовательно отвергли установки антихристианской и античеловеческой эпохи Нового времени. Провожая сегодня эпоху и все ее политические системы, оказавшись уже у края постчеловеческой бездны тотальной дегуманизации, мы лишь теперь начинаем понимать язык, на котором уже столетие обращается к нам наше историческое «МЫ», сохраненное Белой русской эмиграцией и их потомками. То самое «МЫ», за которое они проливали кровь и умирали непобежденными. 

Русские культурные центры, мемориалы, исторические архивы, памятники, православные церкви и, конечно же, русские школы – вот зарубежная Россия, которая несет себя, устремлённая в будущее своего подлинного отечества. И это продолжается из поколения в поколение – культура, история, ценности, язык. «Конечно, теперь труднее, – замечает Наталья Врангель в интервью 2003 года, – стали распространены смешанные браки, а важно удержать язык. Но стараемся – и получается. Пять поколений уже». 

В. Аземша. Памятник Врангелю в Сремских Карловцах

Врангель представлял, как доблестная Русская армия, накопив сил и соратников, вернется в Россию, освободит народ и восстановит историческое Русского государство. Но задача оказалась намного сложнее. Шло время – большевики всемерно укрепляли власть над народом именем самого народа – на чем и стояли все деспотические режимы. Они уничтожали народ, превращая его «по беспределу» в слепую послушную массу, повязанную страхом – сочетание «русский народ» было запрещено, как национал-шовинистическое и могло стоить жизни.  Поэтому задача была в том, чтобы сохранить сами основы исторического Русского государства и его культуры, ненавидимой со стороны всех идеологий Нового времени. Сохранить того удерживающего, без которого человек и его мир утрачивают человеческое обличие и родовую свободу, и входят в период конечного рабства и самоуничтожения под пятой Вселенского Зла.  

Врангель не был ни метафизиком, ни религиозным философом. Но он был гениальным стратегом, который в безвыходных ситуациях знал, что нужно делать. «Опасность, – писал он в «Записках», – была в самой идее уничтожения монархии, исчезновении самого Монарха. …с падением Царя, пала сама идея власти, в понятии русского народа исчезли все связывающие его обязательства, при этом власть и эти обязательства не могли быть ничем соответствующим заменены».

Его армия для него никогда не была лишь инструментом решения военных вопросов. Его солдаты и офицеры, как и их родные, оставившие страну и переносившие все общие лишения, – они все были его отечеством на всю глубину смысла этого понятия – отечеством спасенным, сохраненным, вверенным Богу маленьким островком подлинной России, куда они обязательно вернутся. Наталья Петровна вспоминает: в одной из русских колоний в Королевстве СХС он говорил: «Армия – последнее ядро национальной России. Вокруг него собираются все честные русские люди, которые ставят Россию выше партий и лиц. Со дня, когда армия станет орудием одной определенной партии, она перестанет быть национальным ядром ... То знамя, которое из рук генералов М.В. Алексеева, Л.Г. Корнилова и А.И. Деникина перешло ко мне, я сохраню на чужбине. Я скорее сожгу это знамя, чем сотру начертанное на нем священное слово "Отечество"».

И это понятие навсегда стало священным для них, для их детей и потомков – понятие, которое тесно было связано с идеей возвращения. Поэтому, когда к Наталье Петровне и ее сыну Петру обратился в 2007 году глава Фонда по увековечению памяти жертв политических репрессий С.С. Зуев, – с предложением о перезахоронении праха генерала Врангеля в Донском монастыре в Москве, – она категорически от этого отказалась. 

Причины отказа были изложены в письме, которое отправил Зуеву ее сын, адвокат Петр Алексеевич Базилевский. В письме речь шла о том, что главной чертой характера генерала Врангеля всегда была его принципиальность – «он боролся с большевизмом и порожденной им порочной системой из глубокого убеждения, что большевизм есть абсолютное зло, как для России, так и для человечества в целом» и, что пока большевизм и советская власть не будут осуждены на государственном уровне, существует мавзолей на Красной площади, а в стенах Кремля захоронены «красные палачи», Петр Николаевич никогда не будет перезахоронен в России. Наталья Петровна была убеждена, что «преждевременное перезахоронение Врангеля лишь умалит значение подвига и жертв – как самого Врангеля, так и всех Белых воинов, отдавших жизнь на благо России». 

На склоне дней она мечтала съездить в Белград, в Свято-Троицкую церковь, и поклониться праху отца – но так и не получилось. Осталось незавершённым и другое дело, которому она посвящала последние годы – создание проекта об отце, проекта «Неизвестный Врангель», – с фотографиями, воспоминаниями участников походов, современников и их потомков. И проект этот ждет своего часа. Но осталось главное: сами потомки и живые ценности исторической России, а также тот мир Белой русской эмиграции, который, скорее всего, не состоялся бы без Врангеля, – без его души, без высокой его любви к родине, без нежности, с какой относился он к армии и своим соратникам. Мир, который они бережно несут до сих пор, передавая детям – как всю жизнь это делала его дочь – Наталья Петровна, судьбой и жизнью связывая их многочисленные судьбы внутри необозримой Вселенной, созданной отцом. И в этом она неизменно была твердой и непреклонной его дочерью – Петра Николаевича Врангеля. Не зря девизом рода Врангелей, известного с XIII века, был девиз: «Frangas, non flectes» – «Сломишь, но не согнёшь». 

Самой первой военной организацией за границей, еще до «Русского Общевоинского Союза» (РОВС), Врангель учредил «Общество Галлиполийцев» – 22 ноября 1921 года, спустя ровно год после прибытия первых частей Белой Армии в Галлиполи из России. На рубеже ХХ–XXI веков «Общество Галлипольцев» практически перестало существовать в связи с постепенным уходом из жизни его участников. 

Галлиполийцы. 1921 год

Ровно через год после кончины Натальи Петровны, в 2014 году, во весь голос заявил о себе «Союз потомков Галлиполийцев», сразу и призвавший присоединиться всех к общей молитве о героях – рыцарях Белого Движения. На место отцов и дедов встали сыновья их и внуки, для которых дело Врангеля – дело Белой русской эмиграции, сегодня живо, как столетие назад. Именно поэтому правление «Союза потомков Галлиполийцев» объявило 22 ноября «особым памятным днем», когда везде, где возможно, где проживают потомки Галлипольцев, будут осуществляться панихиды в память о них и их подвиге. В эту прямую связь поколений вложены и ее силы и ее любовь – Натальи Петровны Врангель-Базилевской, дочери своего отца - генерала Перта Николаевича Врангеля. Ничто еще не потеряно… 

Союз потомков Галлиполийцев. 2019 год

Источники: 

  1. Игорь Оболенский. Близкие люди. Мемуары великих на фоне семьи. Горький, Вертинский, Миронов и другие – www.biography.wikireading.ru/207098
  2. Семья барона П.Н. Врангеля в эмиграции – www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post430965480/
  3. «В русском сердце живет Россия». К 100-летию великого рассеяния. Дочь барона Врангеля Наталья Петровна Базилевская.Часть 2 - www.facebook.com/permalink.php?id=200939440073899&story_fbid=1759649657536195
  4. Дочь барона Врангеля: «Отец умер не своей смертью» – www.peoples.ru/family/children/bazilevskaya/
  5. Дочь барона Врангеля: Жизнь до и после – www.archive.aif.ru/archive/1684015 
  6. Ответ внука П. Н. Врангеля на предложение о перезахоронении праха генерала в РФ  – www.pmem.ru/4309.html
  7. Интервью с дочерью Генерала Врангеля (Наталья Базилевская)  – www.youtu.be/WTnNLNTEtZE
  8. Русский выбор. Генерал Врангель. Когда мы уйдем – www.youtu.be/_RXvIu-FSC0
  9. Скончалась дочь генерала, барона Петра Николаевича Врангеля  –www.slovo13.livejournal.com/940432.html

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной