О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Стоило ли уничтожать в 1917 году русскую монархию?
Стоило ли уничтожать в 1917 году русскую монархию?

Бельгия, Дания, Монако, Великобритания, Люксембург, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония – входят в число наиболее богатых и процветающих стран мира. В них созданы все условия для материального и социального благополучия граждан.

Здесь люди чувствуют себя счастливыми и уверенными в завтрашнем дне из-за отличной экологии, высокого уровня безопасности, справедливости судебной системы, социальной поддержки со стороны государства, возможности иметь качественную медицинскую помощь, среднее и высшее образование, работу с достойной заработной платой, путешествовать в любую точку земного шара, развлекаться и заниматься саморазвитием.  

Все эти страны по форме государственного устройства – монархии. Монарх, стоящий во главе государства, обладает пожизненным статусом, который передается по наследству. Он обладает целым спектром привилегий и обязанностей, главная из которых – заботится о процветании и благополучии народа своей страны. Он, как хороший отец, любит и бережет свой народ.

Монархия – весьма эффективная форма власти, так как именно в государствах с монархической формой правления сегодня живут самые счастливые люди на планете. Об этом нам говорят результаты социологических и статических исследований, важнейшее из которых – расчет главного показателя качества и уровня жизни граждан – индекса человеческого развития (ИЧР). 

К сожалению, в отличие от множества монархических государств, наша страна высоким уровнем жизни и благосостояния не может похвастаться. Хотя буквально век назад – до злополучного 1917 года, когда произошла взорвавшая исторический путь России революция, у нашей страны были предпосылки для того, чтобы входить сейчас в число самых богатых и процветающих стран мира...

В результате революции и гражданской войны наше государство было резко отброшено назад по множеству критериев: экономический рост, производственные мощности, сельское хозяйство, торговля, величина территории, количество населения. Кроме того, мы потеряли главное – человеческий капитал. Цвет нации – интеллектуальная и художественная элита: инженеры, ученые, исследователи, экономисты, врачи, профессора, педагоги, агрономы, кооператоры, юристы, политические, религиозные и культурные деятели были вывезены на «философских пароходах» за рубеж или уехали за границу самостоятельно, не желая принимать новую власть. Трудно измерить и другие потери, произошедшие уже позднее, в годы советской власти. 

Возникает резонный вопрос – а правильно ли мы сделали, что разрушили в 1917 году прежнюю Россию и радикально развернули исторический путь нашей Родины? Стоило ли менять монархическую государственность на республиканско-советскую (читай - чиновно-бюрократическую и тоталитарную), которая существовала в Советском Союзе, и которая стала республиканско-демократической сейчас? 

              Страны с высоким Индексом человеческого развития (ИЧР) – монархии

Каждый год социологические и маркетинговые компании, а также агентства, институты, издания составляют рейтинги уровня жизни большинства стран мира. 

Среди всего множества социологических и статических исследований одно из центральных мест занимает анализ стран и административных территорий мира без государственного статуса по индексу человеческого развития (ИЧР) (Human Development Index (HDI). Индекс каждый год рассчитывают опытные эксперты Программ развития Организации Объединенных Наций (ООН) и международные эксперты, которые, кроме собственных аналитических сведений, также учитывают статическую информацию национальных институтов и других международных учреждений.  

Индекс человеческого развития оценивает возможности граждан того или иного государства жить полноценной жизнью максимально долго и счастливо. Он комплексно дает качество жизни народа той или иной страны: уровень образования (доступ к образованию, средняя продолжительность образования ребенка и взрослого), ожидаемую продолжительность жизни (состояние здоровья и долголетие), валовый национальный доход на душу населения (реальный доход гражданина). Учитываются, кроме того, состояние экологии, наличие бедности и безработицы, преступности, социально-экономического и гендерного неравенства, права и гражданские свободы человека, социальная защищенность, мобильность населения, показатели его культурного развития и др. 

Числовое значение ИЧР (среднее арифметическое различных показателей) варьируется от 0 до 1. В зависимости от этого значения все страны и регионы мира делятся на четыре категории: с очень высоким (более 0,9), высоким (от 0,8 до 0,9), средним (от 0,5 до 0,8) и низким (менее 0,5) уровнем человеческого развития. 

В первую десятку стран мира с высоким уровнем человеческого развития (данные на начало 2020 года) входит половина государств с монархической формой правления. На первом месте – Норвегия (ИЧР – 0.957), на седьмом, восьмом, девятом и десятом местах – Швеция, Австралия, Нидерланды и Дания (ИЧР – 0.945, 0.944, 0.944 и 0.940 соответственно). 

Во главе всех этих стран стоит монарх, который является национальным символом государства, главнокомандующим вооруженными силами, залогом справедливости и законности судебной власти, принимает в той или иной мере активное участие в управлении государством, решает законодательные, судебные и международные вопросы, открывает и распускает парламент, вручает награды, утверждает законы, обладает правом вето и помилования, выполняет церемониальные и представительские обязанности.
Что же отличает эти государства от других, и какую роль в их управлении играет монарх? 

Норвегия – страна с чистым воздухом, отменной экологией, большими запасами природных ресурсов, сильной экономикой, бесплатным высшим образованием и тщательно разработанной системой социальной защиты населения. Монарх, глава государства, наделен исполнительной властью и законодательными полномочиями. Он возглавляет правительство, куда входят назначаемые им премьер-министр и министры, назначает и увольняет губернаторов и высших должностных лиц, открывает парламент, созывает его чрезвычайные сессии, имеет право помилования и отлагательного вето, принимает нормативные акты в разных сферах экономики, утверждает и подписывает все законопроекты, заключает и аннулирует договоры с другими государствами, объявляет войну и заключает мир.

В Швеции – продвинутая экономика, высокая продолжительность жизни (более 82 лет), высокие социальные стандарты и заработная плата. Шведский король выполняет церемониальные и представительские обязанности: открывает парламент, председательствует в консультативном комитете по международным вопросам, принимает верительные грамоты от зарубежных дипломатов и подписывает верительные грамоты от иностранных послов, по просьбе правительства принимает руководителей других государств и наносит государственные визиты в зарубежные страны. 

Австралия – страна с благоприятным климатом, великолепной природой и экологией, развитой экономикой, высокими зарплатами, социальной поддержкой, низкой безработицей. Ее монарх – источник справедливости, символ легитимности судебной власти, который представляет государство непосредственно на территории Австралии и за границей и осуществляет совместно с парламентом законодательную, а вместе с генерал-губернатором – исполнительную власть. 

Нидерланды – еще одна монархия со стабильной экономикой, предельно ясной и честной правовой системой, широким спектром предоставляемых населению демократических прав и свобод. Монарх страны является полноправной частью правительства и занимается его формированием. Он ежегодно открывает парламент, является председателем Государственного совета, утверждает законы территориальных единиц королевства – генеральных штатов, на регулярной основе проводит консультативные встречи с премьер-министром, государственными лицами и заметными фигурами в области культуры и экономики. 

Дания – монархическое государство с замечательной экологией и инфраструктурой, совершенным здравоохранением, почти полным отсутствием преступности, налаженной системой социального обеспечения и высокими доходами граждан. Монарх Дании осуществляет законодательную и исполнительную власть, назначает премьер-министра, министров и членов парламента, глав территориальных подразделений страны, наделен правом распускать парламент, возглавляет Государственный совет, который занимается обсуждением законопроектов и мероприятий правительства.

И еще то, что выгодно отличает монархии от современных демократий – там практически нет коррупции и значительно ниже уровень преступности.   

Монархия – курс стабильности и процветания

Высокие показатели индекса человеческого развития в современных монархиях говорят сами за себя. Они показывают состоятельность и жизненность монархии как государственного устройства. 

В первую очередь монарх является духовной и нравственной опорой своей страны, является олицетворением исторической стабильности, надежности и национальной идентичности, источником законности и справедливости для своего народа.

Он стержень, вокруг которого объединяются представители государственной власти и народ, получающий в его лице защитника своих прав и интересов.  

Монарх – верховный национальный правитель, возвышающийся над классом государственных чиновников, который и определяет им строго ограниченные рамки деятельности и их количество. Он единственный человек в стране, который имеет реальную возможность формировать чиновный класс не в рамках собственных интересов этого класса, но исключительно в рамках общенациональных задач. В отличие от президента, который и сам является высшим государственным чиновником, и далеко не всегда может преодолеть свою зависимость от интересов этого класса, монарх в чиновничьем аппарате видит лишь инструмент эффективного национального действия. И он не дает ему злоупотреблять властью и принимать решения, могущие повредить стране и народу. Благодаря этому государственный аппарат страны никогда не перерождается в диктатуру чиновничества. 

Учитывая общественное мнение, монарх контролирует находящиеся у власти политические силы, сдерживает жадность и неуемные аппетиты правящей элиты, и не позволяет ей безнаказанно пользоваться богатствами страны и дополнительными «выгодами элит», противодействует участию правительства в законодательной деятельности и осуществляет право вето на любые его инициативы, направленные на изменение действующего законодательства. 

По мнению русского общественного деятеля начала XX века, автора фундаментального исследования «Монархическая государственность» Льва Александровича Тихомирова, именно монарх служит охраной самостоятельности нации и поддерживает служебное значение правительственных учреждений: «Он есть высший законодатель, высший контролер, судья и исполнитель. Он делегирует свою власть различным органам государственного управления, но остается единственным источником всякой власти, сохраняя не только право, но и возможность во всякое время лично принять на себя исполнение каждой управительной функции, законодательной, судебной или исполнительной, если бы это оказалось нужным». 

Л.А. Тихомиров

Все ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная находятся в зоне постоянного контроля монарха как средоточия Верховной власти. Он и регулирует действие правительственного механизма – как только этот механизм начинает в чем-то ослабевать или фальшивить, монарх сразу же обращает на это внимание и вовремя исправляет изъян. 

В отличие от правящей элиты, монарх – единственный человек в государстве, который никак не заинтересован в материальном накоплении, росте своего статуса и влияния – они и так у него есть по праву рождения (расходы на его содержание в любом случае входят в государственный бюджет) и он знает, что они перейдут в дальнейшем к его наследнику или наследнице. Он заботится не о собственном обогащении, а об укреплении государства, сплочении народа, сохранении его независимости, единства, уникальности и самобытности, его традиций и обычаев. 

По причине наследственности своей власти монарх не может совершать вредные для своей страны действия: он заботится о своих потомках, продолжает дело предков и несет ответственность за народ. Он наделен чувством долга, который обязывает его вести себя не как вздумается, исходя из своих личных побуждений и предпочтений, а служить родовому делу всех своих предшественников, целиком и полностью посвящая себя выполнению уготованной с его рождения миссии – помогать сохранению и процветанию своего народа.

Отличительные черты русской монархии

В России монархическая государственность имеет глубокие исторические корни и традиции.

Самобытность российской монархии заключалась в том, она являлась выражением воли всей нации. Царь на Руси воспринимался как великий князь, Богом поставленный владыка, правитель и верховный судья. Он настолько полно и близко сливался с русским народом, что составлял с ним нерасторжимое целое.  

Русский народ считал своих государей покровителями и защитниками народных прав, недаром именно в нашей стране царя ласково называли «батюшкой». Простой люд полагал законным правом бить челом царю о своих судных и других делах, веря, что монарх – его последняя надежда и прибежище, хранитель правды и справедливости. 

Русский публицист, писатель, мыслитель и общественный деятель, автор труда «Народная монархия» Иван Лукьянович Солоневич считал, что русская народная самодержавная монархия – «совершенно индивидуальное явление, явление исключительно и типично русское: «диктатура совести», как несколько афористически определил его Вл. Соловьев», которое «концентрировало в себе и религиозную совесть народа, и его политическую организацию». 

И.Л. Солоневич

Он был глубоко убежден, что монарх – это «сила, находящаяся вне круга эгоистических интересов банков, заводчиков, профсоюзов, бюрократов, профессоров и даже приват-доцентов, - сила, независимая ни от какого узкогруппового интереса. Сила, которая в Одном Лице воплощает в себе интересы всей страны вместе взятой — т.е. не только ее нынешнего поколения, но и ее грядущих поколений всей нации во всех ее слоях, группах, народах и народностях». 

Этой силой была наделена Россия вплоть до 1917 года. Она помогала нашему народу сохранять национальную идентичность, она была выражением пресловутой «русской души» - духом, правдой и совестью российской нации в целом.  

Повод задуматься после 1917 года    

Сегодня мы знаем, что 1917-й год стал годом национальной катастрофы, последствия которой мы ощущаем и теперь – спустя столетие. При этом партийная власть в СССР представляла некое подобие монархической власти – такого «коллективного монарха» с Генеральным секретарем во главе. Именно эта система позволила в своё время провести ту мощную индустриализацию в стране, которая и сегодня является «русским экономическим чудом» и которая не только позволила стране выдержать чудовищные испытания, выпавшие на ее долю в ХХ веке, но и стать первой в мире космической державой. Мы не достигли бы всего этого, если бы у власти после 1917 года оставались те либеральные силы, которые и осуществили февральскую революцию 1917 года – с развалом и распадом армии, расчленением страны тем же летом 1917-го года, и уничтожением народного хозяйства.  

Поэтому есть смысл задуматься: всегда ли президент республики располагает свободой реализации полномочий, какая бывает ему необходима, чтобы чиновный аппарат точно, в срок и в полном объеме исполнял его указы и поручения? Всегда ли чиновный аппарат, являющийся по Л. Тихомирову, лишь «приводным ремнем» Верховной власти, является послушным исполнителем, не включающим в работу и собственные интересы? Всегда ли этот аппарат, исполняя волю Верховной власти, является гарантом человеческих прав и свобод, и тем защитником и покровителем нации, каким он обязан быть в глазах народа и Верховной власти? Кажется противоречием, что именно государственный чиновник является последней инстанцией, куда человек может обратиться за помощью в борьбе с произволом других таких же чиновников и узкой прослойки их высокопоставленной элиты, контролирующей и регулирующей развитие и качество национальной жизни.

Сегодня мы точно не знаем, какой была бы Россия, если бы в ней сохранилась монархическая форма правления. Однако, это вопрос, о котором можно размышлять, обращая внимание на факты.

Самые печальные из этих фактов касаются человеческих потерь, которые понес российский народ в результате революции и уничтожения монархии в 1917 году, с последующей Гражданской войной. Они заключаются не только в резком сокращении населения и ухудшении среды его жизни, насильственном выселении за пределы родины или отъезде за границу лучших ее граждан (за 1917-1926 года мы потеряли в общей сложности 20 млн. человек!), но и в лишении страны ее заслуженной победы в Первой мировой войне, в крушении национальной экономики, промышленности и финансовой системы, утрате большого количества исторически принадлежащих ей земель. 

На 1917 год России владела территорией в 22,8 миллионов км². За годы Октябрьской революции и Гражданской войны она потеряла более 850 тысяч км². 3 марта 1918 года большевики заключили Брестский договор с Германией, согласно которому от нашей страны были окончательно отделены земли и территории – Финляндия, Польша, Прибалтика (Эстония, Латвия и Литва), Украина, Бессарабия, часть Белоруссии, Закавказья и северного Сахалина.   

Кроме того, революция не позволила реализовать уже разработанный правительством еще в январе 1914 года «новый курс» – программу финансово-экономических реформ, которая переводила экономику России на новый уровень. Планировалось изменение самой структуры государственного бюджета за счет увеличения доходов от природных ресурсов, развитие новых промышленных производств, проведение пятилетней мелиоративной программы, строительство новых гидроэлектростанций, железных дорог, элеваторов, и др.

СССР – «Красная империя», сумел добиться чрезвычайно многого – в развитии науки, образования, здравоохранения, в развитии технологий, в атомной и космической промышленности. Но вот что пишет Теодор Шанин в книге «Россия как “развивающееся общество”»: «В 1946 г. проф. Тимашев опубликовал в Лондоне обширное исследование моделей развития России. Он мысленно экстраполировал основные тенденции экономической и социальной истории России между 1890 и 1913 гг. Он пришел к выводу, что Россия могла бы к 1940 г. достичь того же, если не более высокого уровня индустриализации, национального дохода и образования, которые были фактически достигнуты при советской власти…».

Кроме того, мы знаем, что даже к 1956 году, на героическом фоне всех достижений нашей страны в промышленности, науке и технологиях, уровень жизни ее народа все еще был существенно ниже, чем в историческом русском государстве – в Российской империи периода 1913 года и начала ХХ века. 
Никита Хрущев, уже будучи главой Советского государства, обращаясь к этому периоду, напишет потом в своих «Воспоминаниях»: «когда до революции я работал слесарем и зарабатывал свои 40-50 рублей в месяц, то был материально лучше обеспечен, чем когда работал секретарем Московского областного и городского комитетов партии». 

Стоило ли в 1917 году разрушать Российскую империю и менять историческую монархическую власть? 

А что думаете вы по этому поводу? Как вы считаете, возможно ли возрождение в России монархической государственности? И если да, то какие шансы у монархии стать оплотом нашей стабильности и надежности, свободы и безопасности, позволит ли она нам достичь большего уровня счастья народа и более высоких стандартов и качества жизни? 

Источники:

  1. www.yandex.ru/q/question/v_chem_pliusy_monarkhii_c69e94a0/ – В чем плюсы монархии?
  2. www.svoboda.org/a/28593365.html – Будет ли Россия монархией?
  3. www.tsargrad.tv/articles/monarhija-jakor-stabilnosti-i-nacionalnogo-suvereniteta-v-globalnom-mire_54882 – Монархия - якорь стабильности и национального суверенитета в глобальном мире
  4. www.hochusvalit.com/khochu-svalit/strany-po-urovnyu-zhizni – Страны по уровню жизни
  5. Википедия, ресурсы в сети Интернет – о государственном устройстве современных монархий
  6. www.cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-monarhicheskoy-vlasti-v-vozzreniyah-l-a-tihomirova/viewer –Д.Р. Манушакова «Концепция монархической власти в воззрениях Л. А. Тихомирова 
  7. Википедия – О Льве Александровиче Тихомирове
  8. www.rg.ru/2018/11/11/rodina-pervaia-mirovaia-vojna-ukradennaia-pobeda.html – Украденная победа
  9. www.novochgrad.ru/news/19745-rossiya-kotoruyu-my-poteryali.html – «Россия, которую мы потеряли…»
  10. www.cezarium.com/russianempire-losses/ – Какие территории были потеряны Россией после Гражданской войны и Октябрьской революции? 
  11. Иван Солоневич «Народная монархия»
  12. Лев Тихомиров «Монархическая государственность» 
  13. www.gtmarket.ru/ratings/human-development-index – Рейтинг стран мира по индексу человеческого развития
  14. Teodor Shanin. Russia as а "Developing society". The Roots of Otherness: Russia's Turn of Century. Volume 1. Yale University Press. New Haven and London, 1985.
  15. Никита Сергеевич Хрущев. Воспоминания // Вопросы истории, 1992, № № 2-3, с. 82. 

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной