Прошло ровно 60 лет с того момента, как Юрий Гагарин совершил первый полет в космическое пространство. Конечно, он стал легендой еще при жизни — его обожали миллионы людей по всему миру. Современники воспоминают, каким космонавт был в работе, чем отличался от других и как на него повлияла слава.
— Будем знакомы, Юра!
Из воспоминаний Германа Титова
Летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Юрий Гагарин еще при жизни стал легендой, символом того, на что способен человек. Газеты и открытки с его изображениями заполоняли магазины, в его честь называли детей, а молодые люди по его примеру поступали в летные училища. Еще бы, ведь он — первый человек в истории, который совершил полет в космическое пространство. Гагарин оказал влияние на целое поколение жителей СССР. Все хотели быть как Юра, идти по его стопам, так же верить в мечту.
Первое, что вспоминают современники Юрия Гагарина — это его живое лицо и широкая искренняя улыбка. Но правильно пишет летчик-космонавт, Герой Советского Союза Евгений Хрунов, что нельзя изображать Гагарина как «этакого развеселого ухаря-парня с вечной улыбкой на лице». Да, он любил жизнь, людей, умел порадоваться от души, был удивительно чутким. Но в работе — а это большая, главная часть его жизни — Гагарин был необычайно сосредоточенным, когда надо — требовательным, строгим. И к себе, и к людям. «Поэтому вспоминать впопад и невпопад об улыбке Гагарина — этого великого труженика — значит заведомо обеднять его образ», — подчеркивает летчик-космонавт.
Гагарин был действительно требовательным человеком. Так, в октябре 1955 года его призвали в Советскую армию и направили в авиационное училище в Оренбурге, где назначили помощником командира взвода. Там произошел неприятный инцидент: из-за высокой требовательности несколько подчинённых избили Юрия, после чего он месяц провёл в госпитале. Но сержант Гагарин нисколько не снизил требовательности ни к себе, ни к товарищам. Училище он окончил с отличием.
В это время высшим партийным органом было принято решение отобрать космонавтов и подготовить их к первому полету в космос на корабле «Восток-1». Подбором занималась группа специалистов Центрального военного научно-исследовательского авиационного госпиталя. Психологи так описали особенности характера Гагарина: «Любит зрелища с активным действием, где превалирует героика, воля к победе, дух соревнования. В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремлённость, ощущение коллектива. Любимое слово — „работать“. На собраниях вносит дельные предложения. Постоянно уверен в себе, в своих силах. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Чистосердечен. Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Интеллектуальное развитие у Юры высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объёмом активного внимания, сообразительностью, быстрой реакцией. Усидчив. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной».
Кто первым должен лететь в космос, у Главного конструктора Особого конструкторского бюро № 1 Госкомитета Совета Министров СССР по оборонной технике Сергей Королёва и его сподвижников сомнений не вызывало — это должен быть лётчик реактивной истребительной авиации, то есть профессионал. Для работы с космической техникой понадобились особые кандидаты — люди абсолютно здоровые, профессионально подготовленные, дисциплинированные, соответствующие всем предъявляемым физическим и медицинским требованиям.
Всего, вместе с Гагариным, было отобрано 20 кандидатов. Все они были военными лётчиками-истребителями, имели опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Отбор в первый отряд космонавтов проводился на основании медицинских, психологических и ряда прочих параметров: возраст 25–30 лет, рост не более 170 см, вес не более 70–72 кг, способность к высотной и стратосферной адаптации, быстрота реакции, физическая выносливость, психическая уравновешенность. Кроме того, при отборе кандидатов учитывались положительная характеристика, членство в партии, политическая активность, социальное происхождение.
В первом отряде космонавтов обозначились три лидера — Юрий Гагарин, Герман Титов и Григорий Нелюбов. Свое знакомство с Гагариным Титов описывает так:
«…- Будем знакомы, Юра!
Голубоглазый «старлей» протягивает мне руку.
Окидываю его взглядом. Ладно пригнанная шинель. Чуть скошенная к правой брови фуражка придает молодому лицу выражение озорного мальчишества.
— Герман, — отвечаю я и крепко пожимаю руку своему новому товарищу. «Станем ли мы друзьями?» — мелькает в сознании.
А Юра сдвигает фуражку на затылок, — я вижу чистый без единой морщинки лоб, — таинственно озирается по сторонам и, сощурившись, говорит полушепотом:
— Есть идея…
Не понимая еще, в чем дело, я удивленно смотрю на Юру, а он наклоняется к моему уху и шепчет:
— Бросаем авиацию и подадимся в писатели, — загадочно помолчав, он добавляет: — Псевдоним я уже придумал…
Юрий выпрямляется и весело, громко выкрикивает:
— Юрий Герман…
Я смеюсь от души, а про себя думаю: «С этим-то мы подружимся».
Королёв очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК, ими стали Юрий Гагарин и его дублёр Герман Титов.
Герман Титов пишет в воспоминаниях:
«…Голос Каманина:
— Комиссия решила: лететь Гагарину. Запасным готовить Титова.
Мгновенное чувство разочарования. Но сразу беру себя в руки.
Вижу Юрины глаза, сияющие радостью, веселую ямочку на его щеке, слышу его удовлетворенный вздох и ловлю себя на мысли, что я одновременно и рад за Юру, и по-хорошему завидую ему. Юрий вскидывает на меня свои светящиеся глаза — в них не одна только радость. К радости подмешано смущение. А по тому, как он силится сдержать улыбку, чувствуется, что Юра вроде бы даже стыдится своего везения.
— Скоро, Гера, и твой старт! — доносится до меня».
Врач Евгений Карпов объясняет, почему был выбран именно Гагарин: «Известно, что рядом были другие космонавты. Они тоже были хорошо подготовлены и могли успешно выполнить задание — проложить первую космическую борозду. Гагарин „обременен“ семьей — у него малые дети… Казалось, разумнее было послать в первый полет холостого. Мало ли что могло случиться? […] Дело в том, что для первого полета нужен был человек, в характере которого переплеталось бы как можно больше положительных качеств. И тут были приняты во внимание такие неоспоримые гагаринские достоинства: беззаветный патриотизм, непреклонная вера в успех полета, отличное здоровье, неистощимый оптимизм, гибкость ума и любознательность, смелость и решительность, аккуратность, трудолюбие, выдержка, простота, скромность, большая человеческая теплота и внимательность к окружающим людям. Таким он был до полета. Таким он встретил свою заслуженную славу. Таким он остался до конца».
Советский космонавт, дважды Герой Советского Союза Андриян Николаев, который жил и работал рядом с Юрием Гагариным с 1960 года по 1968 год вспоминал, что никто не удивился решению государственной комиссии. Внутреннее уже все проголосовали за Гагарина.
Человек в космосе!
Старт корабля «Восток-1» с пилотом-космонавтом Юрием Гагариным на борту был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур. В самом начале подъема ракеты Гагарин воскликнул свое знаменитое: «Поехали!».
На орбите космонавт сообщал о своих ощущениях, состоянии корабля и наблюдениях. Ему нравился вид Земли из космоса, так, он, в частности, записал на бортовой магнитофон такие слова: «Наблюдаю облака над Землёй, мелкие кучевые, и тени от них. Красиво, красота!… Внимание. Вижу горизонт Земли. Очень такой красивый ореол. Сначала радуга от самой поверхности Земли и вниз. Такая радуга переходит. Очень красиво!»
Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55, на 108-й минуте, корабль завершил полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе сёл Смеловка и Подгорное.
Первый космический полёт вызвал большой интерес во всём мире, а сам Юрий Гагарин превратился в мировую знаменитость. По приглашениям зарубежных правительств и общественных организаций он посетил около 30 стран. Много у первого космонавта было поездок и внутри Советского Союза.
Летчик-космонавт, дважды Герой Советского союза Виталий Севастьянов вспоминает: «… бремя славы Гагарин пронес на редкость скромно. При всех огромных возможностях он не делал ни шагу для того, чтобы упрочить и увеличить свою славу. Однажды я спросил его:
— Что, Юра, тяжела шапка Мономаха? Он ответил:
— Скажу честно: очень тяжела. — Помолчал и добавил: — Но нужно…
И в этом одном слове „нужно“ — весь Гагарин».
Сохранилось множество воспоминаний, которые подтверждают, что Юрия Гагарина звездная болезнь не коснулась. Он оставался все тем же жизнерадостным и трудолюбивым человеком. Летчик-испытатель, Герой Советского союза Константин Феоктистов писал: «Это очень редко встречающийся дар — при любых обстоятельствах оставаться самим собой. У Гагарина имелся такой дар. Он был естественным на космодроме, он был естественным после полета, когда все его носили на руках, чествовали, приветствовали. Все для него было естественным и обычным. Помните, что сказал Гагарин о своем дублере Германе Титове? "Он был тренирован так же, как и я, и, наверное, способен на большее. Может быть, его не послали в первый полет, приберегая для второго, более сложного?.." Разве эти слова не подтверждают сказанного мною?»
Юрию Гагарину было чуждо осознание своей собственной исключительности, любование собой и своей славой, поэтому у него было много друзей. Часто современники космонавта отмечают еще одну его важную черту — умение слушать. Советский космонавт, дважды Герой Советского Союза Николай Рукавишников рассказывает: «Все знают обаяние гагаринской улыбки, но, может быть, самой поразительной была его манера беседовать с человеком. Она тоже моментально располагала к нему собеседника. Он встречал вас так, что вы сразу же понимали: этому человеку очень интересно с вами. Вслух он ничего особенного не произносил, а только смотрел с доброжелательностью, настраивающей на откровенность, и так внимательно слушал, что казалось, вы хорошо и давно знакомы с ним».
В последующие годы Гагарин вел большую общественно-политическую работу, окончил Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н. Е. Жуковского, работал в Центре подготовки космонавтов и готовился к новому полёту в космос. К сожалению, планам Юрия Гагарина не суждено было сбыться — он погиб в авиационной катастрофе, выполняя тренировочный полёт на самолёте МиГ-15УТИ под руководством опытного инструктора, военного летчика Владимира Серегина. В связи с гибелью Гагарина в Советском Союзе был объявлен общенациональный траур — впервые в истории в память о человеке, который не был главой государства. Тела летчиков были кремированы. 30 марта 1968 года на Красной площади состоялся траурный митинг, урны с прахом Гагарина и Серегина были захоронены в Кремлевской стене с воинскими почестями.
Одно из лучших высказываний о Гагарине принадлежит советскому ученому Борису Петрову. Академик пишет: «Мы говорим довольно скромно: „Первый орбитальный полет человека“ … А ведь это величайший подвиг человечества. Стоит ли доказывать, что величие этого поистине исторического события не в одном лишь преодолении технического и научного порядка? Это было и преодоление „рубежа возможностей“ человека, ломка психологического барьера: это был, по существу, прыжок в неизвестность! Первому полету человека в космос предшествовала серьезнейшая программа подготовки. Но на долю впервые стартовавшего в космос человека все равно оставалось немало неизведанного. Вот почему слова „Мужество“ и „Героизм“ здесь беспредельно весомы! Потребовалась огромная любовь к Родине и человечеству, беззаветная преданность науке и прогрессу, чтобы с таким спокойствием и уверенностью отправиться в первый космический рейс».
Источники:
- Музей Ю.А. Гагарина (www.gagarinm.ru/)
- «Они были первыми» (www.alabin.ru/virtualnye-ekskursii/oni-byli-pervymi.php)
- Первушин А.И. «Юрий Гагарин: Один полет и вся жизнь. Полная биография первого космонавта ...» (www.books.google.com)
За плечами Юрия Гагарина - первого человека, побывавшего в Космосе, стоит труд многих и многих тысяч людей нашей страны. Это те, кому удалось воплотить в реальность те особенные черты национального российского самосознания, те мечты и исторические идеалы, которые именуются "Русским космизмом". "Русский космизм" никогда не имел ничего общего с идеями "войны", "военного Космоса" и использования Космического пространства для нанесения неприемлемого ущерба противнику - как это имеет место в других цивилизационных системах. Для российского самосознания выход в Космос - выход к духовной зрелости человечества как целого, к новому осмыслению своего места в мире, своих возможностей и своей ответственности перед Богом, историей и человеком. Юрий Гагарин - сияющее звено в связке поколений творцов русской культуры - от русских святых и подвижников, к философии Н. Федорова, к научным прозрениям К. Циолковского, к достижениям его ученика Ф. Цандера - первого в мире советского создателя ракет на жидком топливе, и к замечательному конструктору С. Королеву, создавшему корабль, который вынес в Космос первого человека Земли - Юрия Гагарина. Это - подвиг той "всечеловечности" национального духа. о которой упоминает Ф. Достоевский, и которая сегодня ориентирует нас в том. что у человечества, как целого, есть общие задачи и цели, мало совместимые с тем "бряцанием оружием", которое стремительно нарастает в современном мире геополитики. Это - напоминание и предуведомление.