О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Первая волна Русской смуты XX века - наша национальная и мировая ценность
Первая волна Русской смуты XX века - наша национальная и мировая ценность

Я никогда не считала, что революции прогрессивны. Любая революция — это зло, разруха, насилие. Чего греха таить, 1917 год в последствии был оплачен очень дорогой ценой. Можно сказать, непомерной.

Проблема любой революции заключается в том, что любая революция имеет родную сестру. Сестру, жестокую и бесчеловечную. Ее имя – «гражданская война». И они забирают из общества, куда пришли эти сестры, лучших. Весь трагизм ситуации заключается в том, что в обществе происходит разрыв. И люди, доселе составляющие цвет нации, становятся по разные стороны баррикад.

Особенно печально, что одни оказываются в гуще событий с чеками европейских банков, приезжая в час «х» из Цюриха. Другие позже ведут гражданскую войну, в общем, опираясь на ту же помощь. И к началу гражданской войны, которая неизбежна, вчерашние граждане одной страны с упоением истребляют друга.

Мне вспоминается генерал Л.Я. Рохлин и его слова, когда он отказался от звания Героя России за результативное руководство ведения боевых действий в ЧР. Он сказал: «В гражданской войне полководцы не могут снискать славу. Война в Чечне – не слава России, а ее беда». Хотя мы знаем, какие арабские эмиссары работали с той стороны.

Весь трагизм ситуации заключается в том, что в гражданской войне на одного подлеца гибнет сотня хороших людей, которые могли бы жить, растить детей, приносить пользу своей стране. Но настает война, и этот потенциал истощается в первую очередь. Гражданская война поедает в первую очередь неравнодушных. Кто-то из них гибнет, кто-то маргинализируется, кто-то покидает страну.

Да, какая-то сторона, безусловно, победит. И она напишет историю потомкам. И именно она решит, сколько потомкам нужно знать о тех, кого раскидали по миру эти события. И нужно ли знать им о них. Я бы хотела, чтобы мы вспомнили об этих людях. Не споря, кто был прав и кто виноват. Не осуждая и не клеймя. Ведь никто не знает, как бы мы поступили тогда сами. И эти люди были отнюдь не худшими. Ведь что произошло, то произошло. И ничего уже не изменить. Уже во время самой революции страна потеряла массу образованнейших людей. Они составили впоследствии «золотой фонд» для многих стран Европы и оказали поистине глубочайший вклад в развитие мировой науки, искусств, архитектуры, промышленности. Европа и США в этом оказались абсолютными выгодополучателями.

Довольно памятным был для меня просмотр старых фильмов из серии «Красные дьяволята». Например, «Корона Российской империи». Этот старый советский полубоевик-полусатира рисует эмиграцию как сборище маргинальных неудачников, прожигающих жизнь и проводящих время в кутежах и запое. «Достается» и православной церкви, и военным русской армии. Для меня это было дико, так как моя страна помнит совсем иных эмигрантов, чем нарисованные советской пропагандой. И я хочу «вернуть» хоть немного их имен России.

Это были умнейшие люди, прекрасные специалисты. И они для Сербии, сделали в разы больше чем то, что за 500 лет «пришло» от осман. Те лишь брали, ничего не отдавая взамен. Иссушая ментальное и интеллектуальное поле Балкан.

Кадр из фильма «Корона Российской империи». Там эмиграция пребывает исключительно в кутежах, безделье, сорит деньгами (вывезти хоть что-то на самом деле удалось очень немногим) и гротескно маргинальна. Что ж, победители пишут историю «под себя».

Это были действительно достойные люди. Достойные памяти потомков. Русские специалисты вливались в сильно поредевшие после Первой мировой войны ряды сербской интеллигенции, издавали учебники, поднимали военное искусство, развивали медицину и инженерное дело. С 1920 по 1941 год более 70 русских профессоров вели преподавательскую работу на шести факультетах Белградского университета, 11 из них стали действительными членами и членами-корреспондентами Сербской академии наук и искусств. Только в Белградском университете работало более 30 преподавателей из России. Были открыты Крымский кадетский корпус в Белой Церкви, Русский кадетский корпус в Сараево, Девичий институт в Новом Бечее, и другие.

Как дизайнер-строитель я просто не могу обойти русских архитекторов. Например, Николая Петровича Краснова (бывшего архитектора Ялты, построившего Летний дворец Николая II в Ливадии). В его зданиях до сих пор размещены здания Народной скупщины, расположен МИД Сербии. Он построил множество других административных зданий. Человек, кого очень ценил император Николай II - его постоянный Заказчик. В 1911 году Краснов получил звание архитектора Высочайшего двора, а в 1913 году – звание академика архитектуры. Краснов пережил Николая II на 21 год. Два хорошо знавших друг друга человека. Они и сейчас вместе. Могила Николая Петровича и сейчас находится напротив памятника Николаю Александровичу в русском секторе белградского Нового кладбища. Председатель Союза инженеров-строителей Сербии д-р Слободан Отович отмечал, ту колоссальную роль, которую сыграли русские инженеры в развитии Королевства Югославии и Сербии во многих отраслях.

Парламент Сербии. Работа Николая Петровича Краснова. 18 октября 1936 года был освящен в присутствии короля Петра II Карагеоргиевича.

Владимир Владимирович Сташевский, спроектировавший в том числе и Русскую церковь Святой Троицы у Ташмайдане. За ним более сотни зданий, городских построек и частных домов.

Церковь Святой троицы. Построена по предложению протопресвитера Петра Беловидова, как духовный центр русской эмиграции.

Василий Федорович фон Баумгартен, спроектировавший здание Генштаба на ул Князя Милоша 33. Здание Генштаба Сербии.

Здание Генштаба Сербии

Евгений Михайлович Андросов, спроектировавший Главпочтамт на углу бульвара Короля Александра. Архитектор Георгий Павлович Ковалевский, выпускник Киевского политеха Российской Империи, вообще руководил развитием города Белграда от Первой мировой до Второй. Во многом Белград современный - это вклад его труда. Он руководил реконструкцией крепости Калемегдан.

Генеральный план развития города Белграда (1923 год)

Просто очень много известных фамилий нашли пристанище в Сербии. Трое правнуков Льва Николаевича Толстого - детей Ильи Львовича проживали в Сербии. Один из них (Илья Ильич) стал автором первого изданного в СССР сербскохорватского словаря. Его дети - известные профессора, слависты, филологи и лингвисты.

Профессор-терапевт Александр Иосифович Игнатовский, доктор медицины, профессор, первый заведующий кафедрой факультетской терапевтической клиники Императорского Варшавского университета, также прошел свой скорбный путь эмигрантов 1917 года - Крым, Константинополь, Салоники, Белград. Впоследствии он создаст известную терапевтическую клинику и внесет немалый вклад в развитие этой отрасли.

Профессор-математик В.В. Фармаковский, профессор термодинамики Александр Брандт, математик, профессор Николай Салтыков, писатель, профессор философии, позже даже читавший лекции по славистике в Оксфорде - Евгений Аничков (какие знакомые фамилии, да?). Певица Ольга Янчевецкая и София Драсаул, балерины Тамара Полонская, Мария Оленина, Нина Кирсанова, Яна Владимировна Васильева, ученица знаменитой Е.Д. Поляковой.

Кстати, Ольга Янчевецкая (певица, исполнительница русского романса) - жена знаменитого, известного каждому в СССР и России писателя Владимира Яна (автора книг об истории Чингисхана и Батыя). Наверное, почти каждый советской школьник помнит книги «Чингисхан», «Батый» и «К последнему морю».

Могила русского советского писателя, публициста, поэта сценариста и драматурга

Они уезжали вместе, но муж с детьми в 1918 вернулись, а она нет. Во времена оккупации она заявила фашистам, что "навсегда потеряла голос". Это был ее собственный выбор. Гражданская позиция. Спустя 50 лет она приедет в Россию, чтобы встретится перед смертью с сыном Михаилом. Какова была эта встреча, двух почти совсем не знавших друг друга людей? Матери и сына. Воистину, судьбы людей бывают очень драматичны.    

Почти уверена, что многие не слышали ничего о ней.

Ольга Янчевецкая Olga Jančevecka - первая жена Владимира Яна

Фроман Маргарита Петровна - балерина, хореограф, оперный режиссер.

Режиссер, драматург, преподаватель актерского мастерства в Загребе - Александр Александрович Верещагин (между прочим, внук знаменитого живописца, художника Василия Васильевича Верещагина), выпускник Петербургской студии Ю.Э. Озаровского, актер театра В.Ф. Комиссаржевской, МХАТа. Два театральных сезона (1919–1921) работал в белградском Народном театре. Но вы ничего не прочтете о нем, потому что такова была идеология большевиков: «приказано забыть». А ведь он создал первую в Загребе киностудию! Стыдно.
Даже в русскую Википедию никто не пожелал за эти годы внести ни строчки.

Молчит Википедия, молчит «Руниверсалис». И «Вики 2» тоже молчит. Лишь строчка, что человек такой был. Я искала во многих изданиях, смотрела в генеалогических источниках, которые были доступны. Почти ничего.

Воронец Константин Петрович. Бессменный руководитель кафедры гидромеханики вплоть до ухода на пенсию в октябре 1971 года. Филолог, доктор философии Илья Николаевич Голенищев-Кутузов, председатель общества русских ученых в Белграде.

Мало кто знает, что у великого русского писателя Михаила Булгакова был брат, - Николай Афанасьевич Булгаков, который так же жил в СХС, работал в Загребе. Доктор философии, бактериолог.

Или Салтыков Сергей Николаевич, представитель старинного дворянского рода, врач, профессор университета, академик, работавший Цюрихе, Марбурге, Праге и Париже и возглавивший впоследствии институт и кафедру Патологического анатомического института в Загребе.

Старый Белград

С каким удивлением я впервые смотрела в России «Гардемарины, вперед!» и слышала хорошо известные Сербии фамилии: Бестужевы, Оленины, Толстые. И с удивлением обнаружила, что имена их потомков порою полностью неизвестны России, а следы заметены.    

Король Александр Карагеоргиевич учился в России в Пажеском корпусе, прекрасно владел русским языком и понимал, какую ценность представляли собой русские специалисты. И он сделал максимум, чтоб большинство русских, бежавших от «красного террора», остались в стране. Хотя многие уезжали дальше. Многих остановить не удалось. В Германию, Францию, Англию. Их тоже можно было понять - Белград после османской оккупации – это, конечно, не Вена и не Сорбонна.

В Турцию, стоит заметить, из русских не стремился никто.

Король Александр I Карагеоргиевич

Так, вдалеке от Родины, появлялись ученый Пригожин Илья Романович, американский актер Керк Дуглас (одессит Иисур Данилович Демский) инженер и изобретатель Игорь Иванович Сикорский, композитор Игорь Стравинский, изобретатель телевидения Владимир Зворыкин, знаменитейший американский астроном Отто Людвигович Струве. А также (переворачивается в голове это словосочетание) профессор Мичиганского и Стэнфордского университетов, разработчик теории упругости и сопромата, уроженец села Шпотовка Черниговской губернии Конотопского уезда Степан Прокофьевич Тимошенко, одноклассник будущего вице-президента АН СССР А.Ф. Иоффе. Кстати, Тимошенко до эмиграции в США два года проработал на кафедре сопромата в Высшей технической школе в Загребе.

Русский ученый с мировым именем С.П. Тимошенко

Любой, кто более менее знаком с сопроматом, должен помнить «плиту Тимошенко». Он перевел на русский труды немецкого механика А. Феппля “Сопротивление материалов”, “Курс по математической теории упругости” А. Лява и др. Издал новые учебники «Курс сопротивления материалов»(1911), «Курс теории упругости» (1914,1916). Он издал более 150 научных работ. Его фундаментальные труды по сопротивлению материалов, теории упругости и колебаний в инженерном деле известны во всем мире. И, кстати, под руководством Тимошенко вел свои разработки в области вертолетостроения другой «бельгийский» (впоследствии) ученый - Николай Анатольевич Флорин.

Начало века ознаменовалось бурным развитием авиации. Выкарабкавшейся из-под развалин Османской империи балканский регион, конечно же, не был развитым и в этой отрасли. Но именно русские авиаторы быстро сокращали этот отрыв, впервые появившиеся в составе сербской армии в 1912 году, во время Первой Балканской войны, летая еще на «Bleriot-XI», «Voisin-Militaire», «Farman-VII», «Nieuport N».

Некоторые русские, даже набираясь опыта в других странах и летая на самолетах иностранного производства, гордо писали на своих машинах – «L'avion appartient a un Russe» (Этот самолет принадлежит русскому). Это вызывало глубокое уважение таким отношением к Родине и восторг у жителей Балкан. Не то, что современная элита, наоборот, всячески пытающаяся строить из себя иностранцев. Их стойкость, кипучая энергия и удивительная преданность общему делу творили чудеса.

Прибытие в Сербию русских эмигрантов-воздухоплавателей, конечно, вдохнуло совершенно новую жизнь в эту молодую отрасль. Самым значительным центром воздухоплавания был Нови Сад, принявший к себе более 30 русских специалистов. Тогда был открыт первый сербский завод аэропланов и автомобилей «Икарус», летная школа, мастерские и двигательное производство получило ценнейшие кадры.

Известный русский эмигрант, конструктор самолетов Николай Михайлович Лобач-Жученко - вообще лицо, почти отсутствующее в Российских источниках. В них этого человека практически нет и я даже не могу вам сказать, родственник ли он Борису Михайловичу Лобач-Жученко, русскому и советскому ученому в области механики. А ведь этот эмигрант сконструировал первый сербский аэроплан «Ресава».

А еще... Наверное, все знают или хоть раз видели (например, в фильмах «Трансформеры») американский Bell V-22 Osprey? 

Эти машины предназначались в основном для корпусов морской пехоты

Но мало кто знает, что первый конвертоплан пытался построить (и построил) Николай Михайлович Лобач-Жученко. Увы, идея на то время была слишком революционной. Конструктор столкнулся с известными проблемами с двигателями и с материалами, необходимыми для реализации этих идей. Его идея попросту опередила время. Но это был вполне реальный проект. И он выглядел так.

Тот же конвертоплан, разве что двигатель внутри самолета и на крыльях редуктора. Крыло цельноповоротное. Именно мощность двигателя и проблемы высоконагруженных валов, создающих вибрации, не позволили реализовать проект. Кстати, под него планировался газотурбинный двигатель. Вдумайтесь, - начало XX века.

В первой в стране гражданской авиационной компании, основанной в 1927 году «Аэропут», все три первых летчика были русскими (В. И. Стрижевский, М. С. Ярошенко, В. М. Никитин). Да. Большевики сделали прекрасный подарок, «поставив» миру массу готовых специалистов, техническую и интеллектуальную элиту Российской империи, хорошо продвинув ее передовые (и не передовые) страны вперед по многим отраслям.

Я часто вижу форумы, где люди ищут Янтарную комнату, золотой запас Российской империи, золото партии.

Можно много оплакивать потерянный «золотой запас» Российской империи, (это конечно, большая потеря и несправедливая), но я более всего сожалею о людях. Именно они – самая настоящая национальная ценность. Большевики-марксисты были все же люди иного склада. Идея у них (в ценностных категориях) всегда стояла выше людей. При всем, свойственном им материалистическом восприятии мира. Вот такой вот странный дуализм.

Впрочем, возможно, будь в России не десятки миллионов, а несколько, все могло быть иначе. Я не знаю. Потеряв этот капитал и многое, что «подобрала» под себя потом революция и ее родная сестра - гражданская война, и взяв в соратники «товарища Маузера» большевики никогда более с ним не расставались.
Я не ищу правых и неправых. Я не говорю о том, как было нужно, а как нет. Или о том, оправданы ли были дела тех, давно минувших дней или преступны.    

Я лишь хочу хоть немного «вернуть» нам часть нашей истории. Тем, кому она нужна. Потому что в большинстве своем, это были очень достойные люди. Не те, что сегодня покинули страну в дни СВО (пожалуйста, не проводите параллелей с ними.)

Они достойны нашей памяти. Они – достойны, чтобы «вернуться». 

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной