О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Важные ответы: письма старца Иоанна
Важные ответы: письма старца Иоанна

Письма архимандрита Иоанна, в которых священнослужитель отвечает на вопросы прихожан и дает им советы, содержат удивительные примеры и высказывания. Для стремящихся жить с Богом они актуальны и по сей день.

Архимандрит Иоанн – в миру Иван Крестьянкин – считается одним из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви. Он около сорока лет прожил в Псково-Печерском монастыре. И уже через год, после того, как священнослужитель там обосновался, к нему начали стекаться люди из разных стран, чтобы получить совет и благословение батюшки.

Старец прожил долгую и трудную жизнь. Был неугоден советской власти, так как не хотел с ней сотрудничать, умел располагать к себе и снискал народную любовь. За это в апреле 1950 года его арестовали. Четыре месяца священнослужитель находился в предварительном заключении на Лубянке и в Лефортовской тюрьме, с августа содержался в Бутырской тюрьме, в камере с уголовными преступниками. 

В начале октября батюшку осудили по статье «Антисоветская агитация» на семь лет лишения свободы с отбыванием наказания в лагере строгого режима. Один из солагерников, советский и австралийский этнограф-австраловед Владимир Кабо вспоминал: «Я помню, как он шёл своей лёгкой стремительной походкой — не шёл, а летел — по деревянным мосткам в наш барак, в своей аккуратной чёрной куртке, застёгнутой на все пуговицы. У него были длинные чёрные волосы — заключённых стригли наголо, но администрация разрешила ему их оставить, — была борода, и в волосах кое-где блестела начинающаяся седина. Его бледное тонкое лицо было устремлено куда-то вперёд и вверх. Особенно поразили меня его сверкающие глаза — глаза пророка. Но когда он говорил с вами, его глаза, всё его лицо излучали любовь и доброту. И в том, что он говорил, были внимание и участие, могло прозвучать и отеческое наставление, скрашенное мягким юмором. Он любил шутку, и в его манерах было что-то от старого русского интеллигента».

Почти через четыре с половиной года батюшку досрочно освободили. Прежде чем уйти в монастырь, он сменил пять приходов за десять лет. С 1967 года и до своей кончины жил в Псково-Печерском монастыре.
Уже будучи очень пожилым человеком, архимандрит Иоанн не мог принимать всех верующих, которые желали получить духовную помощь от старца. Кстати, сам священнослужитель не любил, когда его так называли. Говорил: «Не надо путать старца и старика. И старички есть разные, кому 80 лет, кому 70, как мне, кому 60, есть старики и молодые. Но старцы — это Божие благословение людям. И у нас нет старцев больше. Бегает по монастырю старик, а мы за ним». 

До самого последнего времени он отвечал прихожанам письмами. Часть из них была опубликована – сборник «Писем архимандрита Иоанна (Крестьянкина)». Его послания получили огромную популярность среди православных верующих. Люди писали старцу с разными житейскими и духовными проблемами: у женщины увели мужа, девушка задумывается об аборте, ребенок болеет, брат пьет и так далее. Каждую ситуацию архимандрит Иоанн разбирал и, когда мог, давал советы. 

В письмах старец не деликатничает, грех он называет грехом, обличает виноватых, пытается дойти до самой сути. В одном из своих посланий архимандрит Иоанн писал: «А то, что мои нынешние ответы на письма не всегда благостны, Вы испытали на себе. Но этого требует дело. Ведь дожили до такого времени, что тебя просто не слышат и не понимают, когда ты говоришь своим тихим голосом, а чтобы человек услышал и восчувствовал себя, приходится напрягаться, иначе не могу достигнуть цели. Я ведь прежде всего духовник в отношениях-то с людьми. И если они погибают, тут еще и не то скажешь и не так». Однако все письма батюшки пропитаны глубокой любовью к Богу и человеку. Что же в них было?

Как преодолевать трудности

Архимандрит Иоанн был нашим современником, поэтому все его советы до сих пор актуальны. Он отмечал, что ситуация в стране нестабильна: «А Россия опять оказалась на передовой. Живем пока с Божьей помощью и надеемся, что обрящется у нас на Родине десять праведников, ради которых помилует Господь Россию. Да еще надеемся на предстательство Матери Божией, Державной нашей Владычицы, и святых наших сродников, положивших жизнь свою за крест Христов».

Однако в любое время слезы и труд на пути человечком неизбежны. Батюшка писал: «Жизнь сейчас трудная, шквал устрашающей информации расшатывает и без того хрупкое равновесие. Чтобы на эти от врага возбуждаемые бури мы не реагировали так болезненно, надо твердо верить, что миром правит только Бог, и стараться, елико возможно, жить по заповедям Божиим….».

Да и во что превратился бы человек без «очистительных скорбей»? Ведь настало такое время, что именно ими душа и спасается, поэтому «каждой скорби надо в ножки поклониться и ручку облобызать». Радость приходит в жизнь только после того, как человек очистит свою душу, да и не о радости надо думать.

Распространенное явление - человек находится в постоянном поиске своего места в жизни, никак не может найти стезю по душе. По словам старца, это происходит из-за нехристианского отношения к жизни и к себе. «Ваш внутренний человек еще не начал своего духовного восхождения. И потому Вы мечетесь, падаете и, не успев встать, опять готовы упасть. Нет стержня. А стержень - это христианское мировоззрение, которое связывает в нас грех. И если этого нет, то чем бы Вы не занимались, все будет не во благо душе, не во спасение. Так и будете порхать», - ответил батюшка девушке, которая не могла найти себя и свое предназначение.

К любой работе нужно относиться как к послушанию, быть в своей сфере профессионалом, не довольствоваться уровнем ниже среднего. Архимандрит Иоанн настаивал, что важно всячески избегать лени. Одной просительнице, которая проводила много времени перед телевизором, он ответил так: «И когда только ты успеваешь сидеть перед телевизором? Как-нибудь спастись не удастся, а телевизор - это такая печать, сквозь которую трудно Божьему пройти, а если и пройдёт, то не приживётся. И ставим мы эту печать сами с желанием и любовью. Вот и подумай, как жить дальше. А, время коротко, и жить расхлябанно никак нельзя». 
При всем при этом он был против полного отказа от техники, так как сам Бог попустил изобрести ее человеку. Только вот пользуясь одним и тем же изобретением, одни спасаются, а другие погибают. Так, одной женщине, которая писала ему, что отказалась от музыкальных пластинок, старец ответил, что такие жертвы ни к чему. Наоборот, это может привести ее к гордыне. Во всем должна быть мера. 

Оступиться может каждый, архимандрит Иоанн подчеркивал, что падать людям свойственно, но, упав, надо тут же вставать. «А крылышки наши иногда повисают, и нет сил взмыть в небо, это ничего, это наука из наук, которую мы проходим, лишь бы желание видеть небо над головой, небо чистое, звездное - небо Божие, не исчезло», - отмечал батюшка.

Жалобы на судьбу нужно пресекать, так как все, что ни случается, есть Божья воля. Следует воспитывать в себе смирение, тогда все в жизни устроится. Выражение «не могу» появляется только в одном случае, когда человек не верит в Бога, не верит в вечную жизнь как оценку земной жизни.

Вера – это не только походы в церковь и молитва, но еще и безропотное принятие всего того, что Бог послал для нас на нашем жизненном пути. «Наш критерий добра и счастья не всегда совпадает с Божиим благожеланием для нас, а потому молитесь и благодарите Бога за все, без страха идя по жизни в землю обетованную», - говорил старец. А смятение и отчаяние – это вражье.

Откуда берутся болезни и трудности

По словам архимандрита Иоанна, нашей жизнью руководит три воли: Божия, вражья и человеческая. Перед каждым из нас стоит выбор, за кем последовать. Бог не способен на предательство, в отличие от человека. «У нас одно на языке, другое на уме, третье на деле», - писал он в одном из посланий.

Батюшка акцентировал внимание, что Господь никогда не наказывает человека. «Наказываем себя мы сами - тем, что живем без Бога. И какие бы хорошие не были мы по человеческим меркам, там, где нет Бога, нет жизни живой, созидающей, нет радости жизни. Где нет Бога, там хозяйничает враг Божий. И «наказание» или жизненная туга - это его проделки», - писал он.

В детских болезнях батюшка винил родителей. Когда мать и отец просили совета, в ответном письме он всегда спрашивал их: крещены ли они, венчан ли их брак, причащаются ли они Христовых Таин, есть ли понятие о грехе и исповеди? Если Бога в жизни родителей не было, то тогда он советовал осознать свои грехи и покаяться, после чего пособороваться и, конечно же, причаститься.

Если болел взрослый человек – то вину за это архимандрит Иоанн возлагал исключительно на него самого. При этом он настаивал на посещениях врачей. Как-то раз ему написала болящая женщина, которая отказывалась от медицинской помощи. Батюшка ответил ей так: «Без врачебной помощи, детка, тебе не обойтись. Легко сказать: "будь мученицей". А не будем ли мы этим отказом от медицинской помощи искушать Господа? Без Божией помощи нам жить невозможно никому, помощь придет, когда смиренно признаем свою немощь. Так помни, что "врачи и лекарства от Бога - врача почитай"».

Сердился архимандрит Иоанн, когда люди обращались к колдунам и гадалкам, ведь они попирают Законы Божьи. Есть только один верный путь – искренние, почти детские, обращения к Богу. «Для Господа нет ничего невозможного: Он и прокаженного исцелит, и разбойника-душегубца покаявшегося и уверовавшего в рай введет. И нас, прокаженных, призывает ко спасению и вводит в Церковь - Святой Спасительный ковчег. А условие одно - живая вера живому и всемогущему Богу и реальное знание своего падения, рождающее покаяние. Вот и всё. Спасайтесь!», - писал батюшка.

В одном из писем женщина попросила старца помолиться за ее умершего сына. Такие письма часто приходили батюшке, и благодаря своей феноменальной памяти, он всегда выполнял просьбы. Когда архимандрит Иоанн получал подобные послания, он всегда напоминал, что у Бога нет мертвых, у него все живые. Батюшка говорил: «Одно несомненно, что все, что Он делает, - благо для нас, одно благо, одна любовь. Иногда, сохраняя душу от повреждения, Господь переселяет ее в мир иной, не попустив оскверниться от мира». 

Семейные неурядицы

Неурядицы, как и болезни, - это всегда «духовный экзамен» человека. Батюшка отмечал, что семья и любовь – это сугубо деликатные темы. Про семейную пару он писал: «И не всегда удается попасть в тон и запеть слаженно. Но это жизнь. Жизнь - подвиг, жизнь - наука, она воспитывает в нас и терпение, и смирение, и любовь».

Батюшке часто писали люди, которые не знали, как поступить. Например, к старцу обратилась женщина, которая прожила со своим мужем 21 год в венчанном браке. По неизвестной для читателя причине она решает с ним развестись. На это письмо батюшка ответил так: «Выбор Вами сделан 21 год назад. А теперь, когда через Вас в Вашу семью входит Господь, Вы, которая призвана сохранять семью, устремляетесь на ее разорение. Венчание ведь - это Божие благословение и на Ваших детях, уже рожденных. Вас смущает враг. И за мужа, если он по Вашей вине уйдет в блуд, отвечать пред Богом будете Вы. И не замолить Вам будет этой вины».

Неоднократно ему писали и те, кто стал причиной разрушения чужой семьи. На такие письма старец так отвечал одной просительнице: «О каких неприятностях ты пишешь?! Самая большая неприятность - это твое отношение к жизни. И как же им не быть, неприятностям-то, если смертный грех полонил твою юную жизнь, а ты думаешь, что подумают о тебе люди, но не помышляешь, как Господу смотреть на твои безобразия. Да знай, детка, строя свою жизнь на слезах других, о счастье мечтать не приходится. А не страшит тебя, если вот сейчас тебя позовут из этой жизни, и ты предстанешь на суд как блудница и разорительница чужой семьи?! Вот о чем подумай».

Непримирим был старец Иоанн и в случае с абортами, говоря, что это двойное убийство – не только младенца, но и матери. И всякий причастный к этому греху – убийца. Он был уверен, что детоубийство отражается в первую очередь на душе матери, а потом и на тех детях, которых она уже родила. По этому поводу батюшка высказывался очень жестко: «Они будут в жизни мучиться и Вам воздадут за загубленного братика таким горем, что и не пережить Вам будет».

Не жаловал батюшка браки, в которых супруги имели большую разницу в возрасте. По церковным канонам она должна составлять ± 5 лет. Он подчеркивал, что неравные браки никому счастья не приносят, а приводят только к страданиям. 

Огромное количество людей жаловалось старцу Иоанну о невозможности найти себе мужа или жену, о бесплодии. На это батюшка всегда отвечал, что у Бога не бывает опозданий. Только он один знает, когда и что в жизни человека произойдет, поэтому нужно вверять свою жизнь в руки Господа.

Источники: 

  1. Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина) www.pravmir.ru/pisma-arximandrita-ioanna-krestyankina/

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной