О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Деды Морозы из России. Великан, божество, юноша и другие ипостаси доброго волшебника
Деды Морозы из России. Великан, божество, юноша и другие ипостаси доброго волшебника

На носу – Новый год. Вместе с ним в наши двери уже сегодня постучатся неизменные спутники праздника – одетый в красную шубу с мехом старик-добряк Дед Мороз с мешком подарков и его внучка – красавица-Снегурочка. Куда же без них в Новогоднюю ночь?

Российские малыши узнают о существовании этих мифических героев совсем крохами, искренне веря, что они не выдуманные, а настоящие. С утверждением же детей постарше, которые ходят в школу и знают от взрослых, что никакого Деда Мороза и Снегурочки не существует, упрямо не соглашаются. Кто же такой Дедушка Мороз? Где и с кем живет? Всегда ли был добряком или нет? Захаживает ли в тундру, тайгу и другие отдаленные места нашей многонациональной страны или одаривает подарками и стар, и млад исключительно в Центральном округе? Сколько у него имен? Забегая вперед, сразу скажем, что в России Дедов Морозов хоть отбавляй – свой Дедушка есть у чувашей, мордвы, удмуртов, башкиров, татар, кабардино-балкарцев, карелов, якутов и т.д. Одни Дед Морозы пришли к нам из фольклора и преданий седой старины, другие появились недавно. У каждого из них своя резиденция, где они встречают гостей. 

От хозяина стужи колдуна Трескуна до милого Дедушки Мороза

Откуда взялся в России волшебник Дед Мороз, обожающий детей и раздающий направо и налево подарки?

Его прообраз существовал на Руси еще во время язычества. Старик был колдуном и являлся символом зимы, метели и стужи. Звали Деда Трескуном (Карачуном). Только, в отличие от современного Деда Мороза, радушием и щедростью он не отличался. Напротив, нрава был жестокого, сердитого и злобного: щелкал да поскакивал, сковывая мир холодом, и ходил по лесам и полям, ударяя посохом по земле и стволам деревьев. Как постучит, так на улице – сильные морозы и ледяные бури. Несмотря на дурной характер, Трескун отвечал за сохранение жизней зверей и растений зимой. С людьми же поступал по-разному в зависимости от настроения – мог и подарить что-то ценное, а мог и забрать жизнь. Чтобы старик не гневался, наши предки оставляли ему угощение на крыльце – авось, съест что-нибудь вкусное, и пощадит землю, не покроет ее льдом на века. 

Трескун вдохновил писателя первой половины XIX века Владимира Одоевского на создание в 1840 году мифического героя – Мороза Ивановича. Старче – главный герой книги писателя «Сказки дедушки Иринея». Мороз Иванович обитал в доме изо льда, спать ложился на снежную перину, а за верную службу расплачивался серебряными монетами. Весьма отдаленно похож на нынешнего радушного Деда Мороза и Мороз Красный нос из поэмы современника Одоевского Николая Некрасова. Подобно Карачуну, Мороз Красный нос правил метелью и стужей. Кроме того, обожал демонстрировать людям свою силу. В пьесе Александра Островского «Снегурочка» (1873 год) Деда Мороз тоже добротой не отличался, зато обзавелся... дочкой Снегурочкой. Плод воображения писателя – девушка из снега и льда, получила свое продолжение в книгах и других авторов второй половины XIX века – сказке Владимира Даля «Девочка Снегурочка» и пьесе Николая Римского-Корсакова «Снегурочка». 

Дед Мороз вместе со Снегурочкой продолжил свой путь к людям в конце XIX – начала XX века, перекочевав на пару с внучкой из литературным произведений на рождественские открытки. 

Постепенно русский народ все больше и больше привыкал к Дедушке Морозу и Снегурочке, но до поры до времени эти волшебные герои с Новым годом никак не ассоциировались. 

Это случилось только после Октябрьской революции в 1935 году, когда в СССР было решено вернуться к традиции проводить елки для детей. Дружная парочка в лице милейшего Дедушки Мороза и его неотразимой помощницы – внучки Снегурочки, которая помогает старику общаться с детьми, проводит конкурсы, поет песни и водит хороводы с ребятней вокруг пушистой зеленой елки, первый раз появилась в таком составе в 1937 году на новогоднем представлении в Доме Союзов в Москве. В 1950-х годах без Деда Мороза и Снегурочки не обходилась уже ни одна елка... 

Где живут Дед Мороз и Снегурочка?

В наши дни ключевые персонажи Нового года Всероссийский Дед Мороз и Снегурочка не только продолжают творить чудеса, но и обзавелись собственными резиденциями. Главная из них находится в городе Великом Устюге Вологодской области. О том, что Дедушка с Внучкой здесь живут, знает каждый себя уважающий ребенок. В резиденцию Деда Мороза в Великом Устюге дети со всех уголков нашей страны шлют письма со своими заветными желаниями, который добрый волшебник, естественно, выполняет. 

Но, самое интересное, что в России за последнее время, кроме Всероссийского чародея, появилось множество других Дедов Морозов. Продолжайте читать статью, если хотите с ними познакомиться! 

Древний бог из Бурятии

Наш рассказ о Дедах Морозах начнем с самого старого Дедушки на всем земном шаре – Сагаана Убгэна или Белого Старца – волшебника из Бурятии, резиденция которого находится в Этнографическом музее народов Забайкалья в Улан-Уде. Ему больше 2 с половиной тысяч лет!

История появления бурятского Деда Мороза на свет впечатляет – младенцем, ребенком, юношей и молодым мужчиной он никогда не был – сразу родился стариком. Это случилось из-за того, что мама Сагаана Убгэна отказалась дать попить воды группе магов, которые разозлись и решили женщине таким образом отомстить.
По совместительству Дед Мороз из Бурятии не только зимний кудесник, но и буддистский бог. Он дарит подарки на Новый год, помогает всем, кто занят земледелием, и раздает направо и налево наказания за неблаговидные поступки.

Считается, что Сагаан Убугэн однажды беседовал с Буддой, и тот поразился глубиной познаний старика. По результатам встречи Деда решила причислить к пантеону буддистских богов.  

Бурятский Дед Мороз носит белую шубу и шапку такого же цвета, украшенную орнаментальной отделкой. Его посох увенчан головой дракона. 

Великан из Удмуртии

Управитель зимы из Удмуртии – Тол Бабай. Сказочный дворец удмуртского Деда Мороза находится в селе Шаркан близ Ижевска. 

Тол Бабай – из рода великанов-алангасаров. Вместе со своими родственниками он жил на берегах Камы, пока сюда не пришли люди. Великаны приняли решение спрятаться от людей в глубокой яме на Кар-горе. Все родичи Тол Бабая прыгнули в яму, он же оказался не столь проворен и не сумел вовремя совершить. Затем осиротевший великан соорудил себе посох и отправился странствовать по свету. В пути он изучил целебные свойства растений и освоил языки зверей и птиц. Тол Бабаай так долго ходил по земле, что его посох искривился. Случилась у великана в дороге и знаменательная встреча с будущей помощницей – Снежной Девочкой Лымы Ныл. 

Удмуртский Дед Мороз ходит в шубе и шапке фиолетового цвета. Очень модный и нарядный старик!

Руководитель команды помощников из Башкирии и Татарстана

Так получилось, что у представителей двух народов – башкиров и татар – Дед Мороз один и тот же. Его зовут Кыш Бабай. Резиденция Дедушки находится в селе Новый Кырлай в Арском районе Республики Татарастан. 
Существует два варианта происхождения Кыш Бабая. Согласно первому, это зимний бог Тенгри, который в древние времена отвечал за счастливое празднование Нового года. Во втором варианте утверждается, что Кыш Бабай вовсе не Тенгри, а мифический герой, который вместе с членами своей семьи следит за порядком зимой. 

У Дедушки есть очень красивая и приветливая помощница – Внучка Кара Кызы. Кроме внучки, у башкирского и татарского Деда Мороза еще 13 помощников: богатырь Батыр, дух Шурале, амазонка Алтынчэч, родственница Бабы Яги Убырлы Карчык и другие. 

Одежда этого Деда синего или зеленого цвета, на голове вместо шапки – тюбетейка.

Мифические хозяева зимы из Якутии

В холодной северной Якутии сразу два Деда Мороза – Чысхаан и Эхээ Дыыл.  Первый отвечает за стужу и холод, второй – за традиции и время. 

Чысхаан живет в ледовой пещере Эбе-Хая на Полюсе Холода у села Оймякон в Оймяконском улусе (Республика Саха). Морозы в этих краях лютые – порой температура воздуха опускается до -70°C. К Чысхаану каждую зиму перед Новым годом приезжает в гости Всероссийский Дед Мороз, чтобы забрать Символ холода и развезти по всей России. 

Этот хозяин Зимы – олицетворение Быка Земли, поэтому носит шапку с бычьми рогами. Бык Земли ежегодно проходит зимний путь. Начальная точка – Северный Ледовитый океан. В процессе движения у Быка отрастают символизирующие холод рога. От высоты рогов зависит сила морозов. Когда рога у животного отваливаются, наступает весна. 

В костюм Чысхаана входят синий кафтан и нагрудник с орнаментами эвенков и якутов. Внучки у него нет, зато есть возлюбленная Чолбон Куо – Утренняя Звезда, богиня красоты и любви. 

Второй Дед Мороз Якутии – добрый и щедрый старик Эхээ Дыыл, который живет в Якутске. Он дает точный прогноз погоды и развозит подарки на санях с упряжкой оленей. У Эхээ Дыыла тоже нет Снегурочки, зато он женат на Кысын Хотун – Королеве Зиме и живет вместе с ней и тремя дочками: Сасчааной – Весной, Сайыыной – Летом и Кухуунэй – Осенью. Его помощники – внучка Харачана – Снежинка и внук Тыалчаан – Ветерок. 

Эхээ Дыыл носит нарядный костюм белого цвета из оленьих шкур с желтой и голубой вышивкой.

Дед Шаман из Ямала

Имя Деда Мороза ямальцев и ненцев – Ямал Ири. Его резиденция – в поселке Горнокнязевске в Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа. Ямал Ири толстенький, добродушный, с длинными, густыми белыми волосами и бородой. 

Как и многие его собратья, перемещается на санях. Вместо Снегурочки с Дедулей всегда рядом – собака хаски. Ямал Ири – счастливый обладатель магического посоха и шаманского бубна. Когда он стучит в бубен, у окружающих сразу улучшается настроение. 

Одет Ямал Ири в традиционную одежду народов Крайнего Севера – шубу-малицу и сапоги-кисы из оленьих шкур. Сверху бирюзовой малицы – пояс с украшениями из мамонтовой кости. 

Холодный Дедушка из Мордовии 

У марийцев тоже есть свой Дед Мороз. Его величают Йушто Кугыза – Холодный Дедушка. Он обитает в селе Кукнур Сернурского района Республики Марий Эл. 

Йуто Кутыза – персонаж марийского фольклора. Ему, по меньшей мере, 10 веков. Мордовский Дед Мороз сильно любит свою внучку Лумудыр, которая с удовольствием помогает Дедушке. 

Старик носит белую шубу и шапку, подпоясывается красным поясом. 

Юный красавчик из Карелии 

Завершает наш обзор Дед Мороз из Республики Карелии – Паккайне с резиденцией в городе Олонце в 140 км от Петрозаводска. Только вот на Деда он не похож даже отдаленно, так как молод, энергичен и к тому же хорош собой. В переводе с карельского «Паккайне» – «Морозец». Другие российские Деды Морозы единодушно считают его своим младшим братишкой. 

Карельский Морозец появился на свет в сильный мороз, когда его родители ехали с ярмарки домой – в Олонец. Паккайне родился сильным и здоровым и так быстро рос, что уже через месяц стал красивым и стройным молодым человеком. Папа обеспечил сына первоначальным капиталом для открытия бизнеса. Дела у Морозца пошли в гору – он продавал купленные у мастериц из Олонца кружева и торговал в своем магазинчике привезенными из путешествий сладостями и необычными вещицами.

Больше всего на свете карельский «Дедушка» обожает ездить по земному шару. Куда бы не приехал Паккайне, везде оставляет свою живую копию, которая появляется, как только он посмотрит на себя в зеркало. Все аватары Морозца 1 декабря в День его рождения едут в Олонец и соревнуются друг с другом – каждый хочет доказать, что он самый главный. Одно огорчение – сразу после состязаний настоящий Паккайне становится снова крошечным младенцем, но потом буквально за месяц обретает прежний облик. 

Желаем вам в наступающем Новом году походить на веселого и удалого Морозца из Карелии! Пусть ваши дела крепнут и растут так же быстро, как этот прыткий красавчик! И пусть вы везде и всегда все успеваете, подобно многочисленным отражениям Паккайне, которые выходят, счастливые и деятельные, из зеркала! 

К поздравлениям охотно присоединяются все Деды Морозы, которые живут в России. Зовут к себе в резиденции, обещают исполнить ваши сокровенные желания и мечты. Заманчивое предложение, согласны?

Источники:

  1. Деды Морозы народов России – www.nasledie.digital/
  2. Какие Деды Морозы живут в России? – www.tvil.ru/
  3. Какие Деды Морозы живут в России? Инфографика – www.aif.ru/

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной