
Декабристы стали героями мифа, созданного после них, через довольно большое количество времени Герценым. Это в чистом виде идеологическое конструирование мифа, потому что ко времени Герцена декабристов забыли, и сами они после переворота сдались на милость победителя, сотрудничали со следствием.
Декабристы в подавляющем большинстве почти сразу же стали лоялистами, а некоторые даже охранителями. Они не отстаивали конституционность и справедливость своего переворота, расценивали это как ошибку, с разной степенью энергии каялись, и вовсе не считали, что проложили правильный путь.
Фёдор Тютчев, поэт-государственник писал про кровь декабристов: «Едва дымясь, она сверкнула На вековой громаде льдов. Зима железная дохнула - И не осталось и следов». Их действительно смело. А принесло их не русским ветром, масонским, из наполеоновских времён, из эпохи Просвещения.
Среда, из которой вышли декабристы, довольно быстро опомнилась, и после их мятежа, следов не осталось. Можно ли сказать, что в российской армии после восстания декабристов их чтили? Это совершенно не так. В России декабристы исчезли, как будто их не было.
В России не было традиции бонапартизма, независимой военной элиты, которая формулировала бы политические требования. Первично было государство.
































































































































