В 1613 году, после Великой смуты, связанной с пресечением рода царского Рюриковичей, русский народ на Земском соборе 21 февраля 1613 г. дает великую Соборную клятву верой, правдой и всей жизнью служить царскому роду Романовых: нарушивший клятву, независимо от «чину своего извержен будет, и от Церкви Божия отлучен»; он станет раскольником и мятежником, и поэтому «по Царским законам месть восприимет».
Клятва давалась от имени народа и всех грядущих поколений; с ней содержался мистический опыт пережитого и некий высший сакральный смысл. Пережившие Великую смуту знали, что едва не лишились страны. Поэтому поражало, как легко и «будто по волшебству» утихла смута, когда народ сам восстановил на московском троне Православного Царя. В сравнении с тем, что это произошло, последствия смуты были уже не так важны, хотя для России они обернулась упадком всего хозяйства и весьма большими потерями территорий в западной и восточной Карелии, Финского залива, а также утратой Смоленска и Новгорода, откуда шведы были изгнаны лишь в 1617 году.
Великая смута, и сакральный смысл клятвы не забывались – в том числе явными и тайными врагами Русского государства – Третьего Рима. За четыре года до второй Великой смуты – русской революции, в 1913 году, св. Синод в «Молитве Православныя Церкви Российския на 21 день февруария» в который раз подтвердил Клятву Великого Московского Церковно-Земского Собора 1613 года. Тогда же Архиепископ Никон (Рождественский) записал: «Кто знает, что грядет на грешный род людской и грядет, может быть, уже скоро-скоро?.. Если не на весь мир, то на нашу грешную Русь? Если не на всю Русь, то – на тех, кто является более за нее ответственным перед Богом?»1
В настоящее время существует мнение, что решение расстрелять царя и его семью принадлежало исключительно членам Уральского областного Совета, чьим председателем был друг детства Якова Свердлова Шая Исаакович Голощекин. Однако, судя по совокупности событий, это решение было одним из центральных, касательно не столько даже семьи Романовых, но России в целом – ее будущего и ее народа. Вместе с тем, это решение было принято задолго до революции и о нем знали.
Оптинский старец, иеросхимонах Анатолий Младший (Потапов) говорил об этом в 1916 году князю Н. Д. Жевахову, перед назначением его на пост товарища обер-прокурора Св. Синода: «Береги Его, ибо Им держится земля Русская и Вера Православная... Судьба Царя – судьба России. Радоваться будет Царь, радоваться будет и Россия. Заплачет Царь, заплачет и Россия... Как человек с отрезанною головою уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя будет трупом смердящим».2 Да и само решение касалось не только Николая II и его семьи, но всего царского рода как такового, который и должен был быть выкорчеван полностью.
Незадолго перед расстрелом Николая II и его семьи, большевиками в Сибирь и были вывезены близкие родственники семьи царя – Елизавета Федоровна, которая после убийства мужа Сергея Александровича, ушла в монахини и до конца дней помогала страждущим, двоюродные братья Николая II – великие князья Иван Константинович, Игорь Константинович и Константин Константинович, великий князь Сергей Михайлович и князь Владимир Павлович Палей. Вместе со слугой и монахиней их отправили в Алапаевск, где и содержали под стражей несколько недель, после чего тайно вывезли в лес и подвергли мучительной смерти – их головы разбивали прикладами, после чего, еще живых, сбрасывали в открытый шурф, где и забросали, в конце «казни» гранатами.
Что касается Императора Николая II, судьбу семьи и будущее России он хорошо представлял. В 1901 году он уже прочел предсказание монаха Авеля, которое целое столетие ждало именно его в особом ларце Гатчинского дворца императора Павла I, и которое потом было подтверждено словами о. Ионы, Иоанна Кронштадтского, а также Дивеевским предсказанием, за которым они вместе с императрицей приезжали в 1913 году. Обо всем они знали оба; после отречения Николая II, Императрица сказала: «Наши страдания - ничто. Смотрите на страдания Спасителя, как Он страдал за нас. Если только это нужно для России, Мы готовы жертвовать и жизнью, и всем».3
В дни перед расстрелом в подвале Ипатьевского дома, императорская чета сохраняла спокойную ровную и доброжелательную атмосферу; дети ничего не знали. За несколько дней перед расстрелом, на окнах Ипатьевского дома поставили новые решетки, о чем Николай II оставил запись в дневнике, сменили охрану и прислали женщин вымыть полы в доме; как потом свидетельствовали убийцы, «великие княжны им помогали».
Царь, по словам одного из чекистов, до самого конца оставался спокойным и дружелюбным.4 Когда в полночь на 17 июля всю семью, вместе с приближенными, Юровский вел в подвал, во дворе дома стоял грузовик с громко работающим двигателем, куда и должны были загрузить тела расстрелянных.
О наличии тщательно продуманного плана этого убийства свидетельствует то, что непосредственно пред ним Шая Голощекин, доверенное лицо Свердлова, лично едет в Москву за указаниями и, скорее всего, из Москвы получает приказ сжечь тела.
Проводившие расследование по делу расстрела царской семьи генерал М. К. Дитерихс и английский журналист Р. Вильтон в своих книгах потом особенно отметили, что за день до злодеяния «в Екатеринбург из Центральной России прибыл специальный поезд, состоявший из паровоза и одного пассажирского вагона. В нем приехало лицо в черной одежде… Это лицо осмотрело подвал дома, где после его посещения была найдена каббалистическая надпись».5
После 17 июля 1918 года жизнь России изменилась особенным образом, о котором не все знали, но многие уже чувствовали. «И вот рушилось все, разом, царство и Церковь, - с горечью писал В.В. Розанов, - Русь слиняла в два дня. Самое большее – в три… Не осталось Царства, не осталось Церкви, не осталось войска и не осталось рабочего класса. Что же осталось-то? Странным образом – буквально ничего».6
Часто ли в событиях расстрела Царской Семьи в июле 1918 года угадывается событие, наложившее печать страшного, неизбывного трагизма на историю России ХХ века? Даже Великая смута 1598–1613 гг., по насыщенности и последствиям в жизни народа и его культуры не сопоставима с потрясениями, которые России пришлось пережить в этот период.
Всматриваясь в историю и в окружающие события, мы нередко задаемся вопросом – почему же все сложилось так, а не иначе? Понятие «сложилось» удобно – оно снимает ответственность, перекладывая ее на внешние причины, над которыми мы не властны. Однако есть среди них те, которые влияют из глубины веков, касаясь даже не внешних событий, но нашего самосознания, нашего самоуважения и веры в себя, как способности нести, понимать и уважать свои ценности, жизнью своей отстаивать их «всем миром» и строить собственное будущее. Собственно, об этом и говорилось в великой Соборной клятве русского народа после Великой смуты 1598–1613 годов. А вторая Великая смута, начавшаяся в 1917 году – все еще длится. Как это связано с нарушенной Соборной клятвой?
Даже иррациональные, на первый взгляд, действия, например, восстановление монархии, как было в 1613 году в России, или как это было во время революции Мэйдзи в Японии, восстановившей на троне историческую императорскую династию, могут приводить к ошеломляюще положительным результатам.
Ведь это великая княжна Ольга, незадолго до расстрела, написала своей подруге: «Отец просит меня сказать всем, кто остался ему верен, и всем, на кого это еще может подействовать, что они не должны мстить за него: он всем простил и молится за всех; они не должны мстить за себя; им необходимо подумать, что таким образом зло, царящее в мире, только прибавится. И поэтому нельзя злом победить зло, только любовью…».7
Подумаем о себе и новом будущем, ведь это не только история Третьего Рима и всего человечества, которая ждет продолжения. Это наша история и история наших детей.
Литература
- Архиеп. Никон (Рождественский). Мои дневники. Вып. IV 1913. Сергиев Посад, 1915. С. 68-69
- Жевахов Н.Д. Воспоминания товарища обер-прокурора Св. Синода. Т. I. С. 160-161
- Дитерихс М.К. Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале Т. II С. 396-397
- Хереш Э. Николай II // Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998, С. 365
- Вильтон Р. Последние дни Романовых. Берлин. 1923. С. 80; Дитерихс М.К. Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале. Т. I. М. 1991. С. 217, 233-234.
- В.В. Розанов. О себе и жизни своей. М., 1990, с. 579-580.
- Цит. по: Хереш Э. Николай II // Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998, С. 367.