О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Великий свет России
Великий свет России

Праздник Пасхи или Воскресения Господня проходит через всю историю православной России – с крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром в 988 году. Из этой истории не выпадает даже так называемое «советское время» – время гонений на церковь и жажды изгнания христианских святынь и ценностей из духовной, общественной и государственной жизни.

Что же в этом Празднике такого особенного, что делает его чрезвычайно близким и созвучным духу русского народа, его великой культуре, его ценностям и исторической миссии, которую он неспешно, но веками воплощает в своей истории?

В отличие от древних языческих и подземных культов, в которых человеческие жертвоприношения и смерть должны были радовать темных богов, осуществляющих тотальный контроль над людьми и давать им чувство удовлетворения от ничтожества человека, приход в мир, путь и Воскрешение Спасителя стали утверждением родовой свободы человека и победы абсолютного добра над смертью и злом в самом образе человеческом. Причем, основой победы являлось не бессознательно-животное, не «природное» начало, на  запросах которого взросла вся «фаустовская культура» западного Римо-католицизма и протестантизма. В России основой победы стало духовно-ценностное начало, восходящее к родовой свободе вертикального развития, непостижимое для животного и свойственное исключительно человеку.

         Именно поэтому, если в западной Церкви главным христианским Праздником является Рождество, в православии таким Праздником является Воскресение.  Как учил св. Иоанн Кронштадтский, в двух словах «Христос Воскрес» заключается таинство и мудрость христианского учения.  Для Н. Гоголя, скорбевшего о «духовной смерти» современной Европы, было непреложным, что именно России назначено сохранить и, возможно, вновь вдохнуть живой дух в очерствевшее европейское человечество. «В русском человеке, – пишет он в «Выбранных местах», – есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения… Эта торжественная полночь, этот повсеместный колокольный звон, который как всю землю сливает в один гул, это восклицанье «Христос воскрес!», которое заменяет в этот день все другие приветствия, этот поцелуй, который только раздается у нас».

           Многие явления русской культуры – в философии, живописи, поэзии, литературе – так или иначе обращены к теме Пасхи и Воскресения Господня, авторы которых находят здесь отражение собственных преставлений о добре и зле, о прекрасном, о победе над злом. В отличие от чудесных святочных рассказов, Пасха настраивает на прикосновение к собственной душе, к тому сокровенному и важному, о чем не всегда можно говорить всуе и что вынести на суд можно только самому близкому или только Богу.  

          Таким у А. Чехова  в «Архиерее» мы находим священника, который накануне Пасхи понимает, что болен, что пора уходить и к которому приходит сознание того, «что вот он достиг всего, что было доступно человеку в его положении, он веровал, но всё же не всё было ясно, чего-то еще недоставало, не хотелось умирать; и всё еще казалось, что нет у него чего-то самого важного, о чем смутно мечталось когда-то». Таким в «Пасхальном дожде» В. Набокова предстает эмигрант Платонов. Слова бывшей гувернантки его детей Жозефины: «Да, в этот момент в России нет Пасхи... Это бедная Россия», вызывают в нем острое чувство невосполнимой ничем утраты, о чем, как о святыне, вслух говорить нельзя. В «Пасхальном Крестном ходе» А. Солженицына мы находим изумительную стойкость духа нескольких священников и их паствы – немногих верующих женщин, окруженных полупьяной пахабщиной и толпой бездельников, пришедших в церковь «поразвлечься». В мужестве верующих осязаемо проступал дух преодоления смерти и «падшего человечества», который из глубин веков поднимался к подлинно человеческому будущему.

           Обращение к душе, к ее глубинным основам, к родовой свободе, обеспечивающей бессмертие и спасение как отдельному человеку, так и человечеству в целом – вот что обозначал Гегель точкой «Х» и  крутым поворотом всей человеческой истории, связанным именно с Воскресением Господнем.

          Вспомним торжественное «Огласительное слово» Иоанна Златоуста, которое читают на Пасхальной службе, и которое в богослужебном уставе присутствует уже с IX-X веков, выражая всеобъемлющий и всепрощающий характер Праздника Пасхи: «Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь сегодня. Трапеза полна, насладитесь все. Угощение велико, пусть никто не уйдет голодным. Все наслаждайтесь пиром веры; все вкусите от богатства благости. Пусть никто не рыдает о своей бедности, ибо настало царство для всех. Пусть никто не скорбит о грехах, потому что из гроба воссияло прощение. Пусть никто не страшится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя». Завершается «Слово» рассказом о сошествии Иисуса Христа в ад и его победе над смертью: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос - и ты повержен!».

         Сегодня, когда человечество все чаще и сильнее погружается в раздоры, социальные потрясения и войны, когда уже многие ощущают окружающий мир чем-то вроде ада на земле, необходимо вернуться к причине происходящего – культура обращения к Богу, к ценностям духа, к своей душе почти утрачена за время Нового времени и безраздельного господства идеологических систем.

          Спаситель ведь и пришел затем, чтобы победить смерть. Именно Он, после Своего воскресения, всех приветствовал словом: «Радуйтесь!». Эту радость апостолы возвестили миру и назвали «Евангелием» – благой вестью о воскресении Христа. Именно эта радость переполняет сердце человека, когда он слышит: «Христос Воскресе!».

           Что бы не происходило вокруг – этот великий свет истины, этот божественный свет, сегодня несет в себе и защищает Россия. Сегодня, когда все большее и большее число людей отчаянно пытается найти нравственную и духовную опору в жизни, Праздник Пасхи, Праздник Воскресения Христова дает полную   возможность обретения гармонии с Богом, миром, человеком и собой, чтобы преодолеть неустроенность постмодернистского бытия, в котором изначально не было предусмотрено не только Бога, но и человека.

            Вспомним, что пасхальный благовест веками освящал русскую землю, придавая ей могучую силу добра, истины и красоты, и делал Россию особой страной справедливости, правды и человечности. Как писал К. Бальмонт, вбирая это ощущение и предавая его грядущим поколениям:

Издревле благовест над Русскою землею

Пророка голосом о небе нам вещал;

Так солнца луч весеннею порою

К расцвету путь природе освещал.

К тебе, о Боже, к Твоему престолу,

Где правда, Истина светлее наших слов,

Я путь держу по Твоему глаголу,

Что слышу я сквозь звон колоколов.

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной