Праздник Пасхи или Воскресения Господня проходит через всю историю православной России – с крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром в 988 году. Из этой истории не выпадает даже так называемое «советское время» – время гонений на церковь и жажды изгнания христианских святынь и ценностей из духовной, общественной и государственной жизни.
Что же в этом Празднике такого особенного, что делает его чрезвычайно близким и созвучным духу русского народа, его великой культуре, его ценностям и исторической миссии, которую он неспешно, но веками воплощает в своей истории?
В отличие от древних языческих и подземных культов, в которых человеческие жертвоприношения и смерть должны были радовать темных богов, осуществляющих тотальный контроль над людьми и давать им чувство удовлетворения от ничтожества человека, приход в мир, путь и Воскрешение Спасителя стали утверждением родовой свободы человека и победы абсолютного добра над смертью и злом в самом образе человеческом. Причем, основой победы являлось не бессознательно-животное, не «природное» начало, на запросах которого взросла вся «фаустовская культура» западного Римо-католицизма и протестантизма. В России основой победы стало духовно-ценностное начало, восходящее к родовой свободе вертикального развития, непостижимое для животного и свойственное исключительно человеку.
Именно поэтому, если в западной Церкви главным христианским Праздником является Рождество, в православии таким Праздником является Воскресение. Как учил св. Иоанн Кронштадтский, в двух словах «Христос Воскрес» заключается таинство и мудрость христианского учения. Для Н. Гоголя, скорбевшего о «духовной смерти» современной Европы, было непреложным, что именно России назначено сохранить и, возможно, вновь вдохнуть живой дух в очерствевшее европейское человечество. «В русском человеке, – пишет он в «Выбранных местах», – есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения… Эта торжественная полночь, этот повсеместный колокольный звон, который как всю землю сливает в один гул, это восклицанье «Христос воскрес!», которое заменяет в этот день все другие приветствия, этот поцелуй, который только раздается у нас».
Многие явления русской культуры – в философии, живописи, поэзии, литературе – так или иначе обращены к теме Пасхи и Воскресения Господня, авторы которых находят здесь отражение собственных преставлений о добре и зле, о прекрасном, о победе над злом. В отличие от чудесных святочных рассказов, Пасха настраивает на прикосновение к собственной душе, к тому сокровенному и важному, о чем не всегда можно говорить всуе и что вынести на суд можно только самому близкому или только Богу.
Таким у А. Чехова в «Архиерее» мы находим священника, который накануне Пасхи понимает, что болен, что пора уходить и к которому приходит сознание того, «что вот он достиг всего, что было доступно человеку в его положении, он веровал, но всё же не всё было ясно, чего-то еще недоставало, не хотелось умирать; и всё еще казалось, что нет у него чего-то самого важного, о чем смутно мечталось когда-то». Таким в «Пасхальном дожде» В. Набокова предстает эмигрант Платонов. Слова бывшей гувернантки его детей Жозефины: «Да, в этот момент в России нет Пасхи... Это бедная Россия», вызывают в нем острое чувство невосполнимой ничем утраты, о чем, как о святыне, вслух говорить нельзя. В «Пасхальном Крестном ходе» А. Солженицына мы находим изумительную стойкость духа нескольких священников и их паствы – немногих верующих женщин, окруженных полупьяной пахабщиной и толпой бездельников, пришедших в церковь «поразвлечься». В мужестве верующих осязаемо проступал дух преодоления смерти и «падшего человечества», который из глубин веков поднимался к подлинно человеческому будущему.
Обращение к душе, к ее глубинным основам, к родовой свободе, обеспечивающей бессмертие и спасение как отдельному человеку, так и человечеству в целом – вот что обозначал Гегель точкой «Х» и крутым поворотом всей человеческой истории, связанным именно с Воскресением Господнем.
Вспомним торжественное «Огласительное слово» Иоанна Златоуста, которое читают на Пасхальной службе, и которое в богослужебном уставе присутствует уже с IX-X веков, выражая всеобъемлющий и всепрощающий характер Праздника Пасхи: «Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь сегодня. Трапеза полна, насладитесь все. Угощение велико, пусть никто не уйдет голодным. Все наслаждайтесь пиром веры; все вкусите от богатства благости. Пусть никто не рыдает о своей бедности, ибо настало царство для всех. Пусть никто не скорбит о грехах, потому что из гроба воссияло прощение. Пусть никто не страшится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя». Завершается «Слово» рассказом о сошествии Иисуса Христа в ад и его победе над смертью: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос - и ты повержен!».
Сегодня, когда человечество все чаще и сильнее погружается в раздоры, социальные потрясения и войны, когда уже многие ощущают окружающий мир чем-то вроде ада на земле, необходимо вернуться к причине происходящего – культура обращения к Богу, к ценностям духа, к своей душе почти утрачена за время Нового времени и безраздельного господства идеологических систем.
Спаситель ведь и пришел затем, чтобы победить смерть. Именно Он, после Своего воскресения, всех приветствовал словом: «Радуйтесь!». Эту радость апостолы возвестили миру и назвали «Евангелием» – благой вестью о воскресении Христа. Именно эта радость переполняет сердце человека, когда он слышит: «Христос Воскресе!».
Что бы не происходило вокруг – этот великий свет истины, этот божественный свет, сегодня несет в себе и защищает Россия. Сегодня, когда все большее и большее число людей отчаянно пытается найти нравственную и духовную опору в жизни, Праздник Пасхи, Праздник Воскресения Христова дает полную возможность обретения гармонии с Богом, миром, человеком и собой, чтобы преодолеть неустроенность постмодернистского бытия, в котором изначально не было предусмотрено не только Бога, но и человека.
Вспомним, что пасхальный благовест веками освящал русскую землю, придавая ей могучую силу добра, истины и красоты, и делал Россию особой страной справедливости, правды и человечности. Как писал К. Бальмонт, вбирая это ощущение и предавая его грядущим поколениям:
Издревле благовест над Русскою землею
Пророка голосом о небе нам вещал;
Так солнца луч весеннею порою
К расцвету путь природе освещал.
К тебе, о Боже, к Твоему престолу,
Где правда, Истина светлее наших слов,
Я путь держу по Твоему глаголу,
Что слышу я сквозь звон колоколов.