Автор: Генрих Голин
«Неподалёку от Эсхина был Аристотель, князь мудрости;
Стоял он, сплетя пальцы рук, и хотя был изваян из беззвучной бронзы,
казалось, что в нём живёт деятельная мысль и воля, складки щек
позволяли догадываться о сомнениях и раздумьи, и живые глаза
указывали на проницательный ум.»
Христодор, византийский поэт (V век)
Наука своими корнями уходит далеко в глубь веков и своё первое оформление получает в Древней Греции. Греческая демократия способствовала познанию окружающего мира, свободному в большой степени от мистики и религии. Античные исследователи стремились дать цельную картину мира, объясняя все явления природы на основе небольшого числа «начал».
Отсутствие строго установленных фактов древние учёные компенсировали догадками, вымыслом, логическими спекуляциями. Эти первые шаги научного мышления были необходимым этапом в развитии естествознания, получившим впоследствии название натуральной философии.
Венцом греческой и всей средневековой натурфилософии является творчество Аристотеля, которое можно назвать великой энциклопедией древней науки.
Аристотель родился в Стагире, на севере Греции, недалеко от города Абдеры – родины Демокрита, во второй половине 384 года до нашей эры в семье придворного врача македонских царей. Профессия медика была потомственной в роду Аристотеля, ведущем своё начало от легендарного Асклепия - покровителя медицины (римляне называли его Эскулапом). Предок Аристотеля врач Махаон упомянут в «Илиаде» Гомера. Аристотель не пошёл по стопам отца, хотя интерес к медицине сохранил на всю жизнь. Восемнадцатилетним юношей он отправился в Афины, чтобы стать учеником Академии великого Платона. Почти двадцать лет, вплоть до смерти Платона весной 347 года до н. э., Аристотель совершенствовал своё образование в Академии. По свидетельству историков, Платон называл его «умом» своей школы. В последние годы пребывания Аристотеля в Академии он и Платон полемизировали по многим вопросам, однако это не изменило взаимного уважения и преклонения ученика перед учителем. В связи с этим Аристотелю приписывают фразу, показывающую, что сам философ не был догматиком: «Платон- мне друг, но истина дороже».
В 343 году до н.э. Аристотель принимает почётное приглашение македонского царя Филлипа стать воспитателем его четырнадцатилетнего сына, будущего полководца и императора Александра Македонского. Хотя эти занятия продолжались всего три года, до вступления Александра на престол, философ оказал большое влияние на своего ученика, который однажды сказал: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если я отцу обязан жизнью, то Аристотелю обязан всем, что даёт ей цену». Находясь под покровительством своего бывшего ученика, Аристотель в 335 году до н.э. создал в Афинах школу – Ликей, в которой перед многочисленной аудиторией излагал своё учение, полемизируя с представителями других философских школ. В течение тринадцати лет Аристотель руководил своей школой, ученики и последователи которой поучили название перипатетиков (от греческого «перипатос»- блуждание; название связано, вероятно, с прогулками по аллеям Ликея, во время которых философ беседовал с учениками).
Творческое наследие Аристотеля колоссально по объёму. До нас дошла лишь часть произведений учёного-энциклопедиста, но и они поражают необычайно широким диапазоном затронутых научных проблем и глубиной мысли. Даже простое перечисление всех его работ заняло бы слишком много места. И всё же попытаюсь сообщить читателю о наиболее важных творениях Аристотеля.
Ещё в древности его книги по логике, посвящённые научному доказательству и формам вывода из аксиоматических начал, такие как «Первая Аналитика», «Вторая Аналитика», «Категории», «О софистических опровержениях» и другие, были объединены общим названием «Органон», т.е. орудие (философии). К логическим сочинениям Аристотеля примыкают его «Риторика» и «Поэтика» о научных основах ораторского искусства.
Общественно- политическая литература представлена тремя «Этиками», «Политикой» и «Экономикой» (последняя, как отмечают историки, приписывается Аристотелю, но,по- видимому, ему не принадлежит, хотя и навеяна аристотелевскими идеями).
Вплоть до Х1Х века представляли научный интерес его труды по зоологии: «История животных», «О частях животных», «О движении животных», «О происхождении животных». Наверняка, Дарвин – автор книги «Происхождение видов» был вдохновлён мыслями Аристотеля об эволюции животного мира.
Аристотелевское сочинение «О душе» положило начало психологии.
Позвольте чуть поподробнее рассказать о его работах по физике и близким ей естественнонаучным дисциплинам: «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорология», «Механические проблемы». Согласно Аристотелю, четыре основных и противоположных качеств (холод и тепло, сухость и влажность) попарно образуют элементы, из которых состоят все материальные вещи: земля ( т.е. земные тела), огонь, вода и воздух. Всем вещам придаются «абсолютные» свойства тяжести и легкости. Поэтому «естественное» движение земных тел – это вертикальное движение вниз, а огня - вверх. Понятия пространства, времени и материи у Аристотеля взаимосвязаны и не существуют одно без другого (напомню читателю, что это - основная идея общей теории относительности Альберта Эйнштейна!) Под движением он понимает изменение вообще, превращение возможного (потенциального) в действительное (т.е. кинетическое), называя это превращение особым термином «энтелехия» (т.е. энергия – вот вам и современный принцип сохранения энергии!) Механическое перемещение есть один из видов движения. Все движения, по Аристотелю, делятся на «естественные» и «насильственные». Его трактовка «материи», «места», «движения» такова, что он не допускает существования пустоты. Материя непрерывно распределена в пространстве. С помощью интересных умозаключений Аристотель приходит к выводу, что движение в пустоте вообще невозможно. Он показывает, что в пустоте все тела падали бы на Землю с одинаковыми скоростями, но так как пустота невозможна, то он приходит к ложному выводу о пропорциональности скорости падения весу тела (закон Аристотеля). Этот «закон» и другие физические утверждения философа через столетия спровоцировали Галилея и Ньютона опровергать шаг за шагом аристотелевскую физику; в результате этой критики и была создана т.н. классическая механика, основы которой сегодня изучают школьники. Подчеркну ещё раз, что «Физика» Аристотеля - первый печатный труд, название которого стало обозначением целой науки! Конечно, физика в современном смысле слова лишь формально получает своё начало в труде Аристотеля, однако древний мыслитель первым поставил целый ряд вопросов, ответы на которые мы видим в трудах Леонардо да Винчи, Коперника, Джордано Бруно, Рене Декарта, Роберта Гука, Лейбница, Гюйгенса...
Наконец, нельзя не упомянуть фундаментальный труд «Метафизика» ( в переводе: «Идущая после физики») в четырнадцати книгах, обобщившая натурфилософские исследования учёного. В этом труде Аристотель стремился создать законченную научную картину замкнутого и ограниченного мира, и это ему удалось, правда, с помощью телеологического элемента- «перводвигателя». Именно это привлекло впоследствии внимание церкви, которая канонизировала учение и авторитет Аристотеля. С другой стороны, цельность и законченность аристотелевской картины мира сразу же получила признание древних мыслителей, которые принялись за комментарии и пропаганду аристотелевского учения. Вот почему труды Аристотеля не погибли в течение многих столетий и дошли до нас. Увлечение аристотелевской философией усилилось в Средние века, её стали считать единственно верным учением о природе. Учёным отводилась роль толкователей отдельных мыслей философа, им запрещалось ( богословами и схоластами) что-либо добавлять или выбрасывать из созданной им системы.(Аристотель здесь ни при чём!) В творчестве великого философа есть глубокие материалистические идеи о реальности мира и о возможности его познания. Не случайно среди известных представителей современной науки в последнее время возрастает интерес к творчеству Аристотеля.
И в заключение позвольте продолжить жизнеописание учёного. После смерти Александра Македонского в 322 году до н.э. власть в Афинах перешла к антимакедонской партии. Философа обвинили в оскорблении богов, и он, опасаясь преследований, покинул Афины, «желая избавить сограждан от вторичного преступления против философии» (намёк на судьбу Сократа), и переехал в Халкиду Эвбейскую, где вскоре умер (в 322 году до н.э.).
До нас дошли и некоторые другие подробности жизни Аристотеля и даже описание его внешности. Как сказано в жизнеописании учёного, составленном Диогеном Лаэртским, «он был ... коротконогий, с маленькими глазами, носил нарядную одежду, перстни и постриженную бороду». Перед нами вырисовывается фигура рассудительного, насмешливого и, вместе с тем, мягкого, благожелательного человека, не лишённого нежных чувств по отношению к единомышленникам, друзьям и родным. Он был дважды женат и имел двоих детей: дочь и сына Никомаха, выпустившего в свет «Этику» отца.