О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Человек-праздник Александр Абдулов
Человек-праздник Александр Абдулов

Александра Абдулова обожала вся страна. Еще бы: красивый, молодой и такой талантливый. Рассказываем, каким артиста запомнили его коллеги и друзья.

Актер, сценарист и режиссер Александр Абдулов буквально олицетворял жизнь и очень ее любил. Он обожал собирать большие компании, имел прекрасное чувство юмора и умел дружить. А о трудоспособности Александра Гавриловича вообще ходили легенды: мол, он успевал сниматься одновременно в четырех фильмах, причем в разных городах. За свою относительно недолгую жизнь Александр Абдулов успел сняться в более чем 120 картинах и создать десяток ярчайших кинообразов отечественного кино. Рассказываем подробнее о жизни талантливого артиста.

Александр Абдулов родился в Тобольске в большой творческой семье, став третьим сыном. Детство и юность Саша провел в узбекском городе Фергане, куда его семья переехала. Его отец, Гавриил Данилович, был главным режиссером и художественным руководителем Ферганского русского драматического театра. Мать, Людмила Александровна, работала там же костюмером-реквизитором.

Александр Абдулов в детстве

Актер Иван Агапов, друг Александра Абдулова, вспоминал: «Я помню, что он мне рассказывал про театр. Не знаю, может присочинил. Во всяком случае это было смешно. Он говорил, что в театре был очень хороший буфет с замечательным поваром, поэтому, когда шел какой-то спектакль, там все равно сидело много народа. Обычно было так: деликатно между сценами открывалась дверь в зал, появлялся человек в белом колпаке и говорил: „Первый-второй ряд, хинкали (с акцентом — прим ред.) готов“. После чего уходил».

Не удивительно, что свои первые деньги пятилетний Саша заработал на сцене: получил три рубля за роль деревенского мальчика в спектакле «Кремлевские куранты». Правда, дворовые шалости интересовали его куда больше театральных подмостков. Судя по описаниям друзей детства, Саша был живым олицетворением Тома Сойера — героя Марка Твена. Мальчик опробовал на соседях и одноклассниках все классические детские трюки с использованием взрывпакетов, дымовых шашек, подсыпанием в еду пургена, подкидыванием дохлых кошек и запугиванием мирных граждан при помощи позаимствованного у мамы театрального грима. Разумеется, при такой неуемной энергии о хорошей учебе не могло быть и речи. Впрочем, любимый предмет у Александра все же был — физкультура.

Начиная с седьмого класса, Саша работал на уборке хлопка. Сборщики жили в казармах, поэтому для детей это отчасти был праздник. Свобода! Абдулов вспоминал, что ему, как самому высокому, было труднее всех. За смену нагнуться тысячу раз — не шутка для подростка. Да и дневная норма — 50 кг в день — совершенно не детская, поэтому школьники и водой хлопок заливали, и землей засыпали, и камни в корзины подкладывали.

Счастливое детство оставило глубокий отпечаток на всю жизнь. Актер Филипп Янковский рассказывал, что у Александра Абдулова была любимая прибаутка, которую он периодически говорил, меняя конец: «Мог ли я мечтать, маленький мальчик из Ферганы, что я буду играть на сцене «Ленкома»?» или «Мог ли я мечтать, маленький мальчик из Ферганы, что я буду дружить с Олегом Янковским?» У окружающих эта шутка всегда вызывала смех.

После окончания школы Абдулов по настоянию отца пытался поступить в театральное училище имени Щепкина, но неудачно. Вернувшись из Москвы, он поступил на факультет физкультуры Ферганского государственного педагогического института. Параллельно с учебой Александр работал в театре у отца рабочим сцены. Однако Абдулов решил бороться за свою мечту и через год снова попытался поступить на театральный, теперь уже в ГИТИС. И весьма удачно — его взяли на курс Иосифа Раевского.

Как и многие иногородние студенты молодой артист испытывал трудности: жил в общежитии, днем учился, а по ночам разгружал вагоны. Но это не мешало ему жить в полную силу, как актер любил. «В институте он был деятельный, молодой, красивый, талантливый, но что называется… не в отличниках. Он был тем, кого сейчас называют полулитературным словом „раздолбай“: и прогуливал, и успеваемость у него была так себе, но за обаяние и талант его терпели», — вспоминал Иван Агапов.

Несмотря на репутацию, девушки никогда не обделяли артиста вниманием. Тем более, ухаживать Александр Абдулов умел красиво: например, мог исполнить песни Beatles под гитару. Любовным увлечениям он также отдавался с головой: известен случай, когда в институте Александр пытался покончить с собой после разрыва с девушкой. А история о том, как он делал предложение своей первой жене Ирине Алферовой на гастролях в Ереване и нес ее на руках через весь парк ради того, чтобы она сказала «да», наверное, знала вся страна.

Когда главный режиссер «Ленкома» Марк Захаров увидел игру Абдулова в дипломном спектакле, он пригласил его в труппу. Мастер увидел в молодом артисте красивого романтика, талантливого актера, который готов экспериментировать и выполнять любое задание режиссера. Марк Захаров предложил ему главную роль лейтенанта Плужникова в спектакле по повести Бориса Васильева «В списках не значился». Но и здесь Александр Абдулов отличился — проспал генеральный прогон. Очень долго Марк Анатольевич ждал, потом сказал: «Пусть второй состав выходит на сцену». Абдулов примчался туда сразу как проснулся, но было поздно.

Актер Александр Лазарев рассказывал эту историю так: «Абдулов входит в зал, тихонько так подкрадывается, садится сзади Захарова. Захар вполоборота его замечает. Еще какое-то время спектакль идет. Захаров оборачивается: „И что случилось? “. „Марк Анатольевич, врать не буду, проспал“, — отвечает артист. Проходит еще минут пять, спектакль идет, актеры играют. Марк Анатольевич говорит: „Стоп! Я прошу прощения, сделаем перерыв 10 минут“. Повернувшись к Абдулову, продолжает: „Быстро одевайся, начнем сначала“». В итоге за эту роль Александр Абдулов был удостоен премии «Театральная весна».

«Захаров очень его любил и чувствовал. Ну, посмотрите в „Юноне и Авось“, там как таковой роли то нет, но он запоминается! Помимо Николая Караченцова и Лены Шаниной всем запомнился безумно скачущий Абдулов. И это была взаимная любовь», — делился актер и режиссер Олег Фомин. 

Действительно, вся дальнейшая театральная карьера Абдулова была неразрывно связана с «Ленкомом». В театре у него было много блистательных образов — Никита из «Жестоких игр», Хоакин из спектакля «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты». Из более поздних работ — спектакли «Диктатура совести», «Поминальная молитва», «Школа для эмигрантов», «Варвар и еретик» по роману Достоевского «Игрок». Последнюю роль Александр Гаврилович считал одной из самых значительных в своей карьере. «Я сам по натуре игрок», — говорил он в интервью.

Свою первую небольшую роль в кино артист получил, будучи еще студентом. Он сыграл морского пехотинца Козлова в фильме Михаила Пташука «Про Витю, про Машу и морскую пехоту». Абдулов отчаянно хотел продолжать сниматься в кино. Он рассказывал, что в молодости бегал по «Мосфильму», заглядывал в каждую группу и спрашивал: массовка не нужна? эпизод не нужен?

Известность к нему пришла после роли Медведя в телевизионном фильме «Обыкновенное чудо» (1978), снятом Марком Захаровым по одноименной пьесе Евгения Шварца. Заполучил он эту роль не сразу — пришлось проходить кинопробы вместе с Евгением Меньшовым и Игорем Костолевским. «Сейчас сложно поверить, но он все время говорил: Ну да, конечно. Пробуют меня, а снимается потом Костолевский. Это была его такая поговорка», — вспоминал Иван Агапов.

Во время съемок Абдулов выполнял много трюков. Так, в сцене с лошадью он на полном скаку должен был взлететь под арку здания, зацепиться за нее и влезть в окно. Но артист забыл вынуть ногу из стремени, из-за чего упал, запутавшись в петле. Лошадь еще несколько метров протащила его по земле. Когда Абдулов отдышался, Захаров предложил ему дублера, но артист отказался и сделал все сам.

Роль Медведя обеспечила Абдулову имидж самого красивого и лирического героя отечественного кино. Потом были и другие, не менее запоминающиеся образы — Митя из фильма «С любимыми не расставайтесь», Иван из «Чародеев», Робер из «Ищите женщину» и многие другие.

Вся страна обожала Александра Абдулова, куда бы он не приходил — его везде окружали поклонники. Однако это чуть не стоило артисту жизни. Однажды, когда артист выходил из театра, его у дверей поджидала девушка, что-то пряча за спиной. Абдулов интуитивно почувствовал неладное и бросился к своему автомобилю.

Поклонница достала бутылочку с соляной кислотой и с криком «не доставайся никому» плеснула в то место, где еще несколько секунд тому назад стоял Александр. К счастью, артист не пострадал.

Несмотря на загруженный график работы, Александр Абдулов любил устраивать праздник для всех, он был хлебосольным человеком. Друзья актера вспоминали, что каждый день рождения артиста был запоминающимся. «Как-то играл с ним в Питере в «Поминальной молитве», — делится актер Иван Агапов. — После окончания спектакля он объявил, что на улице всех ждут кареты. Думали, шутка, вышли, а там действительно стояли семь экипажей, запряженные лошадьми. Загрузились в них и отправились в кафе. Даже Татьяна Пельтцер компанию составила. Александр подошел к ней и попросил: «Татьяна Ивановна, поехали выпьем рюмочку за мой день рождения!» А она ему: «Саша, я уже не в том возрасте, чтобы мужчинам отказывать! Конечно, в путь!»

А вот еще одна история, которой поделился уже Олег Фомин. Представьте, город Дубна, на съемках сериала Next выдался выходной. Александр Абдулов заказывает какое-то немыслимое количество алкоголя. Фомин возмущается: «Саш, ну, куда так много? Зачем?». На возражения Абдулов не обращает никакого внимания и заказывает еще овощей и 30 кг мяса. Фомин снова пытается образумить друга: «Куда столько — у нас группа всего 13 человек?». Безрезультатно.

Работники ресторана гостиницы вынесли из здания несколько столов, поставив на соседнюю лужайку. Рядом выставили мангалы, на которых актер жарил шашлык. Конечно, к Александру Абдулову начали постепенно подходить местные жители, говоря: «Ой, какие люди у нас жарят шашлык». В ответ актер приглашал всех присоединиться.

К концу дня в городе Дубне вынесли все столы из ресторана гостиницы и соседних кафе. Это был настоящий пир. Довольный Абдулов сидел за одним из столов, смотря на Олега Фомина. С ухмылкой артист спросил: «Ну, что, Фома, много я заказал?». С ним в тот день гулял весь город.

Близкие Абдулова говорили, что он спешил жить и успевал делать столько, сколько другой человек не смог бы и за две жизни. Французский дизайнер Пьер Карден, считавший себя другом Александра Гавриловича, в одном из интервью сказал так: «За свои 54 года он успел сделать больше, чем я за свои 85!» Коллега по «Ленкому», актриса Елена Шанина рассказывала, что на вопрос «Когда же ты отдыхаешь?», Абдулов отвечал: «Подожди, еще месяца три пройдет — и тогда я точно отосплюсь!» «Такое ощущение, что у него в глубине души жило чувство скоропостижной кончины», — говорила Шанина.

Последняя роль в кино для Александра Гавриловича стала пророческой. Он играл художника Алика в фильме «Ниоткуда с любовью или веселые похороны». По сценарию главный герой был смертельно болен раком.

Абдулов скончался 3 января 2008 года в Центре сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева на 55-м году жизни, у него была четвертая стадия рака легкого. Отпевали актера в знаменитом Храме возле театра «Ленком», который уцелел во многом благодаря личному участию Александра Гавриловича.

Источники:

  1. Александр Абдулов. Жизнь без оглядки (www.youtube.com/watch?v=KrACsaxkOsk)
  2. Необыкновенное чудо: воспоминания режиссера Сергея Соловьева об Александре Абдулове (www.kulturologia.ru/blogs/030117/32866/)
  3. Александр Абдулов: день воспоминаний (www.interfax.ru/culture/15118)

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной