На расстоянии 972 км. на восток от экваториальной части Тихого океана находятся Галапагосские острова. Принадлежат Эквадору. Площадь 8100 кв.км., население 25000.
Открыты острова были в 1535 году Томасом де Берланго, который случайно отклонился от маршрута и заблудился в океане. Воду на островах они не нашли, так что эти острова долгое время никого не интересовали. Но позже вода все-таки была найдена и там стали селиться люди. В 1936 году острова были объявлены национальным парком (до этого место ссылки каторжников). В 1978 году всемирным наследием ЮНЕСКО. В 1985 году заповедником всемирной биосферы.
Мы приземлились в аэропорту острова Балтара. Первое, что бросилось в глаза, это скудная растительность и выжженная трава. На островах зимний сезон, природа отдыхает. На автобусной остановке лениво дремал игуана. Она настолько привыкла к людям, что полностью нас игнорировала. Чуть не наступили на нее. В годы Второй Мировой войны на острове была американская база. Янки съели всех игуан, но позже завезли с других островов. И теперь их оберегают. Когда ехали на автобусе к проливу Итабака, который разделяет острова Балта и Санто-Крус, не раз видели знаки, напоминающие водителям, чтобы были внимательны и не наехали на игуан.
Десять минут на катере и мы на острове Санто-Крус. По мере того, как мы ехали по дороге поднимаясь в гору, природа менялась. Появились кустарники, затем деревья, покрытые листвой. Остановились у смотровой площадки. Огромный кратер кипел бурной растительностью. Как уверял гид, каждая травинка в кратере и рядом с ним, это эндемики. Впрочем, чтобы это оценить, надо быть ботаником. Но есть мнение, что это не кратер, а воронка, образовавшаяся от падения метеорита. Ученые спорят.
Главная достопримечательность Галапагосскаих островов - это черепахи. Именно местные вьюрки и черепахи послужили Дарвину основанием разработать теорию эволюции и совершить переворот в науке. Дарвин описал 15 видов черепах. К сожалению, 5 видов утрачено. Принимаются большие усилия по сохранению оставшихся. В центре имени Дарвина их изучают и помогают размножаться. На каждом острове свой вид черепах. К местным мы и поехали. Моросил мелкий дождь. Впрочем, все дни, что мы были на островах, когда проезжали горы, он нас немного беспокоил. В других местах в это время дождь не шел.
Нам выдали резиновые сапоги и мы пошли бродить по тропинкам. Черепахи занимались своими делами. Одни спали, другие щипали травку. Излюбленное их занятие барахтаться в лужах. Рядом с лужайкой росло дерево с симпатичными плодами. Нас предупредили, чтобы не вздумали их пробовать. Черепахи едят их для улучшения пищеварения, так же нам сказали к черепахам нельзя приближаться ближе, чем на 3 метра. А тем более прикасаться к ним. Поскольку за всеми не уследишь, припугнули, у черепах этого вида нет зубов, но челюсти мощные, могут и палец откусить.
Галапагосские острова вулканического происхождения. Лавовые туннели сохранились на острове и оборудованы для посещения туристами. Потоки лавы текли не равномерно, что привело к их слоистости. В течение тридцати минут мы прогулялись по одному из них, проход был, где-то шире, где-то узкий. Природа творит чудеса.
Самый крупный город на Галапагосских островах Пуэрто-Аиора. Примерно 12500 населения. Это портовый городок на берегу бухты. Прямые улицы и двухэтажные коттеджи. На первом этаже, как правило, магазин, кафе или туристическая компания. На втором жилые помещения. Этот город - пример гармонии людей, животных и птиц. Ластоногие морские львы спокойно расположились на набережной. Могут забраться и на лавочки. Степенно разгуливают пеликаны, а морские игуаны заняли тротуары. Приходилось переступать через них. Нас разместили в уютном небольшом отеле. Его дворик украшали деревья с яркими цветами. В нашем распоряжении был бассейн и джакузи с теплой водой. Вечером приятно было расслабиться в тёплой бурлящей воде.
На следующий день наш путь лежал на остров Сеймур-Норте. Пока ждали катер, я был поражен зрелищем. Несколько сот фрегатов парили в небе. И вдруг как по команде, они камнем упали в воду и скрылись под волнами. Затем вынырнули и устремились в небо.
Поскольку у берега мелководье, на катер нас доставляли на лодке. До острова плыли в течение часа. На берегу нас приветствовал морской лев. Он лежал и всем своим видом как бы говорил:
- Вы мне все надоели. Шляются тут всякие.
Когда в его сторону одна из женщин протянула руку, он издал угрожающий звук. Невольно подумалось, хотел сказать:
- Панибратства не потерплю.
На остров запрещено приносить любые продукты, а также курить. Недопустимо что-либо оставлять или брать. К животным и птицам можно приближаться не более чем на 2 метра. При этом передвигаться только по строго обозначенным тропинкам. В случае нарушения вся группа снимается с экскурсии.
Поскольку на острове зимний период, листвы на деревьях не было. Но это и к лучшему. Обитатели острова не терялись в ветках деревьев. Особенно впечатлили самцы фрегатов, которые ухаживая за самками, раздувают свои большие красные зобы и издают пронзительные звуки.
Другая достопримечательность острова - это голубоногие олуши. Эти птицы с размером с утку, с белым туловищем и черными крыльями. Нам повезло увидеть, как самка в зобе принесла рыбу, и пыталась накормить своего птенца, который был такого же размера как мама. Но фрегат крутился вокруг, пытаясь отнять. У него ничего не получилось, птенец засунул клюв в зоб матери и проглотил рыбу.
Сухопутные игуаны серые, с оранжевыми мордами, тут же лениво ползали между кустами, совершенно не реагируя на нас. На выходе с маршрута прямо на середине тропы деловито стоял крупный неоперившийся птенец олуши. Всем своим видом показывая, кто здесь хозяин. Пришлось его обходить. Когда я приблизился, чтобы ближе с ним сфотографироваться, сопровождающий нас гид вежливо, но решительно меня окликнул.
В другой части острова самки морских львов устроили что-то вроде родильного дома и детского сада. Там они размножаются и заботятся о своем потомстве.
Обедали мы на корабле катера. Нам предложили тунца, овощной салат и рис. Завершилась экскурсия на пляже Бачас, на северном побережье острова Санто-Круз. Нас ждал белоснежный песок и прохладная вода. Но купаться можно было. Поплавали с маской, но никакой живности не увидели, кроме мелких рыбок.
На следующий день экскурсия на остров Бартоломе. Мы плыли мимо островов самой разной формы и очертаний. И какого же было удивление, когда случайно кто-то в группе обнаружил, что посередине океана работает интернет. Все стали звонить родным и близким, включать камеру, делясь прекрасными видами, эмоциями и впечатлениями.
При входе на остров нам продезинфицировали обувь, чтобы мы не занесли посторонние бактерии или семена. Поднимались по деревянной лестнице, а вокруг нас стелился лунный пейзаж. Безжизненные скалы. На острове обитают два вида эндемических мух и один вид ящериц. Лет 500 назад птицы занесли на остров семена кактуса, и они прижились. Примерно за тридцать минут мы поднялись на вершину вулканического острова, с которого открывалась изумительная панорама на соседние острова. И неожиданностью было увидеть другую часть острова. В низине за счет росы, которую нагоняет ветер, растет травка и кустарник.
Когда спускались к катеру, прямо на лестнице развалился морской лев. Вероятно, ему хотелось обратить на себя внимание и пообщаться. Невольно возникает мысль, а может не только мы их изучаем, но и животные изучают нас.
На пляже острова Сантьяго вода была холоднее, нежели чем на вчерашней экскурсии. Но поплавали, не так продолжительно как в прошлый раз.
Когда мы подплывали к острову, на большом камне у скалы нас приветствовал местный галапагосский пингвин. Один из самых маленьких видов пингвинов, 50 см. Из моря к нам приплыла морская игуана. Вид у нее был крайне удивленный. С любопытством рассматривала нас. Кто мы такие и что нам здесь надо?
Другой достопримечательностью стали местные крабы. Темно- оранжевые и темно-красные. Напоминают по цвету наших варёных раков, но живые и подвижные. Мне удалось поймать одного и рассмотреть. Брюшко отдает голубизной, клешни намного меньше, чем у крабов других видов.
Оба раза, когда у нас был пляжный отдых, за нами строго следили, чтобы мы не покидали узкую пляжную полосу и не углублялись в глубь острова. Я сел на песок и смотрел в небо. Там величаво парил пеликан. Неожиданно он камнем упал в море. Поразился его зрением и реакцией. И еще раз подумал, как разнообразна природа островов.
Как живут на Галапагосских островах?
Есть фермы, там дома поскромней, нежели чем в городе. Но прямо или косвенно все работают на туризм. Налоговыми льготами государство всячески поощряет развитие туризма. Немало эквадорцев переезжает на острова.
Цены в магазинах принципиально не отличаются от материковых. Питьевой воды не хватает, её завозят с материка. Для технических нужд морскую воду опресняют. Государство делает все возможное, чтобы сохранить уникальный мир этих островов. При вылете на острова, как нигде досматривали наш багаж. Категорически запрещен ввоз любых семян. Но как ни стараются, чужеродные растения и насекомые проникают на острова. Так, например, на одном из островов крысы уничтожают маленьких черепах. Приходится выводить их на фермах и выпускать когда подрастут. Завезенная муха откладывает личинки в гнездах птиц. И это приводит к гибели птенцов. Жесткие законы оберегают животный мир. Один местный житель решил полакомиться мясом черепахи, за это он заплатил штраф 20 000$.
Будем надеяться, что усилия ученых и экологов сохранят для потомков этот уникальный природный мир.