О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
 Любимые места Николая II
 Любимые места Николая II

Николай II, как и все члены дома Романовых, жил в прекрасных дворцах — настоящих произведениях искусства. Рассказываем про любимые царские резиденции последнего российского императора.

У последнего российского императора Николая II было много имений, охотничьих резиденций и дворцов. При этом они находились не только на территории России, но и за рубежом. Рассказываем о самых любимых дворцах царя, в которых он обожал жить и отдыхать.

Аничков дворец (Санкт-Петербург, Невский проспект, 39)

Аничков дворец расположился в Санкт-Петербурге на Невском проспекте прямо у набережной. Здание получило название вслед за Аничковым мостом в честь старинного рода столбовых дворян Аничковых. Николай II здесь вырос. Согласно воспоминаниям императора, Аничков дворец он любил больше, чем Зимний, поэтому часто уже во время правления жил здесь.

Интересна история постройки дворца: изначально территория, на которой в последствии появилось царское строение, принадлежала первому генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга Антону Девиеру. В 1727 году он был отправлен в ссылку в Сибирь якобы за попытку устранить от наследования престола Петра II. Его землю отдали лесоторговцу Дмитрию Лукьянову. На территории к 1738 году расположился полковой двор Преображенского полка.

Все изменилось благодаря дворцовому перевороту, произошедшему 25 ноября 1741 года, когда на престол, благодаря помощи преображенцев, взошла дочь Петра I Елизавета. В память об этом она распорядилась на месте их полкового двора построить собственный дворец. Официально он и строился для нее, но ни для кого не было секретом, что здесь будет жить фаворит императрицы граф Алексей Разумовский. В этом же году придворный архитектор Михаил Земцов составил проект здания в виде растянутой буквы «Н» и начал строительство.

Через два года, когда Земцов умер, строительством занялся архитектор Григорий Дмитриев. За четыре года работы он успел довести стены здания до карниза, но в 1746 году умер. Завершил строительство знаменитый архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Правда, первоначальный проект итальянец скорректировал. Он так писал о дворце: «Я исправил большой дворец Аничков и прибавил к нему часовню с куполом, а также большой зал с парадной лестницей, богато украшенной статуями и скульптурными орнаментами, равно и все парадные покои и часовня были украшены богатыми плафонами».

На Аничков дворец сразу обращаешь внимание, а все потому, что главный фасад здания обращён не в сторону Невского, а на Фонтанку. Это говорит о том, что в начале 1740-х годов проспект ещё не воспринимался как главная улица города. Кстати, многие гости прибывали сюда именно водным путём. Со стороны реки был вырыт гаванец, где посетители оставляли свои гребные и парусные судна. Вдоль берега Фонтанки, согласно задумке Григория Дмитриева, были устроены открытые галереи.

Здание получилось роскошным. Оно состояло из трёхэтажных центрального и боковых корпусов. Корпус со стороны Невского проспекта был увенчан куполом церкви Воскресения Христова. В 1746 году над ним установили крест, а на другом — звезду (шар с 43 лучами). Вообще, разноэтажность Аничкова дворца характерна для раннего барокко. Для этого же периода свойственно применение пилястр (плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения — прим. ред.) на фасаде, тогда как колонны были использованы только на главном портике. Вместе с тем, здание было снабжено гораздо большим объёмом скульптур и других декоративных элементов, нежели чем постройки эпохи петровского барокко.

Дворец еще долгое время переходил от владельца к владельцу, подвергаясь большим и малым изменениям. Например, он принадлежал графу Григорию Потемкину, и при нем был серьёзно перестроен. Здание приобрело более классический вид: его высоту выровняли, засыпали гаванец, разобрали галереи вдоль Фонтанки, перепланировали сад.

При Николае I архитектор Карл Росси снова серьезно перестроил здание. Во дворце появился Сервизный корпус, два садовых павильона, был перепланирован сад. Кроме того, Росси переоформил танцевальный зал, музыкальную, диванную, кабинет, будуар, спальни. В 17 залах расписали плафоны, стены затянули штофом, атласом и бархатом. В других помещениях стены расписали под мрамор, установили новые печи, камины, мебель, люстры, бра и торшеры. Абсолютно все предметы интерьера делали по рисункам Росси, завершая таким образом цельный ансамбль.

В 1826 году Николай I дал Аничкову дворцу статус императорского, его стали называть «собственным Его Императорского Величества». Именно здесь стали проходить балы и маскарады, которые так не любил поэт Александр Пушкин и так любила его жена Наталья Николаевна.

Когда на престол взошел Александр II, здесь жила вдова Николая I Александра Федоровна. После смерти императора Александра III в здании поселилась вдовствующая императрица Мария Федоровна. После революции здесь был и музей города, и Дворец пионеров. Во время Великой Отечественной войны, 1 октября 1941 года, во дворце открыли хирургический стационар, который проработал всю первую блокадную зиму. Сегодня в Аничковом дворце располагается Дворец творчества юных. Здание открыто для посещения туристами.

Александровский дворец (Царское село)

После 1904 года Николай II выбрал Александровский дворец в качестве основной резиденции царской фамилии. Здесь принимались послы, праздновались 300-летие дома Романовых и 200-летие Царского Села. Такой выбор царь сделал не случайно — это изумительное вытянутое двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам, выполненное в стиле палладианского классицизма.

Он появился по распоряжению Екатерины II в подарок к бракосочетанию её внука, великого князя Александра Павловича. Дворец строился с 1792 года по 1796 год. Его проектировал архитектор итальянского происхождения Джакомо Кваренги. Здесь стоит обратить внимание, что композиция здания вообще не имеет никаких прямых прототипов — ни в Античности, ни у итальянского архитектора Андреа Палладио (основоположник палладианства — прим. ред.).

Дворец находится в Александровском парке и представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам. Залы парадной анфилады (ряд последовательно перемыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых располагаются на одной оси, — прим. ред.) были облицованы белым искусственным мрамором. В центре располагался зал с полуротондой (круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом — прим. ред.). Она была разделена на три части арками. Средняя часть получила название Полукруглого зала, восточная — Портретного зала, западная — Бильярдного зала. Крыло с левой стороны дворца занимала Угловая гостиная, соединенная с библиотечными комнатами, крыло с правой стороны — дворцовая церковь. В левом флигеле дворца располагались «Концертный зал» и жилые комнаты.

Помимо Александра I, дворец был излюбленным местом Николая I и его семьи. Для его внука, великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III, Александровский дворец был великокняжеской резиденцией.

С восшествием на престол Николая II Александровский дворец перетерпел серьезные изменения. К внешней стене первого этажа был пристроен балкон. Усовершенствовали системы отопления и водоснабжения, благодаря чему во дворце теперь можно было жить и в холодное время года. На месте помещений в правом крыле, которые прежде занимала свита, появились личные покои императора и императрицы Александры Фёдоровны. В 1903 году был уничтожен Концертный зал, вместо него появились Кленовая гостиная и Парадный кабинет.

В Александрийском дворце прошли 12 лет царствования последнего российского императора и его семьи. Здесь же они находились под арестом после Февральской революции. Из Полукруглого зала утром 1 августа 1917 года царская семья Романовых была отправлена на станцию Александровская в тобольскую ссылку, откуда затем они были переправлены в Екатеринбург, где летом 1918 года расстреляны.
После революции в Александрийском дворце что только не размещалось — от дома отдыха сотрудников НКВД до немецкого штаба и Гестапо. Сейчас здание дворца передано на праве оперативного управления Государственному музею-заповеднику «Царское Село». Ожидается, что в первой половине 2021 года его откроют для туристов после масштабной реставрации.

Ливадийский дворец (пос. Ливадия, Крым)

Ливадийский дворец или Белый дворец — последнее сооружение Российской Империи, созданное для семейства Романовых, и самая известная летняя резиденция Николая II. Этот красивый дворец, выполненный в итальянском стиле, был возведён в начале XX века по проекту и под руководством русского и югославского архитектора Николая Краснова. Ему помогал Александр Ротач, который впоследствии стал знаменитым художником и реставратором.

Дело в том, что еще до строительства Ливадийского дворца, на этом месте находилось имение Александра II и его семьи. Однако в 1911 году здесь был построен новый Белый дворец для Николая II. По неофициальным данным, император потратил на него около 4 млн рублей.

Здание имеет 116 отдельных помещений, один большой внутренний двор и три малых световых двора. Сюда царская семья приезжала поправлять здоровье, здесь проводились большие приемы. Кроме того, в разное время гостями дворца были видные мировые политики и деятели искусств.

После революции здание послужило пристанищем для многих людей и организаций — здесь располагались органы министерства земледелия, белогвардейцы и санаторий для крестьян. В 1993 году Ливадийский дворец получил статус музея. Он и сейчас открыт для посещения туристов.

Источники:

  1. Где жили Романовы (www.culture.ru/materials/209414/gde-zhili-romanovy)
  2. Аничков дворец (www.walkspb.ru/istoriya-peterburga/zd/nevskiy39)
  3. Малиновский К. В.: «Санкт-Петербург XVIII века». Издательство «Крига», 2008 — 576 стр.
  4. Ливадийский дворец-музей: Официальный сайт www.xn-7sbfcibirdakblh1d6aj3h.xn-p1ai/

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной