Пасха – главный и самый важный Праздник России, восходящий к самой сущности русского народа. Из всех известных праздников именно Пасха возвышает дух народа и каждого православного человека к границам бытия – к уровню мира и истории, который соприкасается с бессмертием и вечной жизнью через их Источник. К этому уровню никогда не подходило язычество, замкнутое на физические вожделения и жажду главенства человеческой Власти.
Праздник Воскресения Христа утверждает сущность человека как существа духовного, готового к безграничному вертикальному становлению в родовой свободе – в отличие от язычества, заменяющего вертикаль становления в духе вертикалью человеческой Власти. Содержание Праздника есть «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу», взывающее к личности – и отдельного человека, и личности христова народа в целом.
Преодоление смерти, разрушения и тлена есть преодоление греха, распинающего и умерщвлявшего личность изнутри, с превращением человека в «животное, покорное греху и потворствующего чреву». Преодоление это, как свидетельствует Иоанн Златоуст, есть посрамление и низложение ада: «Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти. …Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! …Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и т торжествует жизнь!».
И это – Царский праздник, ибо через фигуру и образ Царя, русский народ восходит к важнейшим смыслам истории, как возвышения человека к образу всечеловеческого бытия. Русским народом этот образ последовательно закреплялся как в небесном образе Святой Руси, так и в земном величии Третьего Рима, и, наконец, в горизонтах Соборно-ценностной всечеловеческой цивилизации Нового уровня истории – уже в XIX-ХХ веках.
Новое время презрело и Новый уровень грядущего бытия, и царскую форму Власти, восходящей к Источнику, и заменило ее на Власть вождей массы и представлений массы о жизни и целях человеческих. Радикально возвышая себя над массой, Власть осуществляла «очищение» мира и истории как от Бога, так и от человека. Уничтожением культур, ценностей и религий эта Власть формировала себе мир невиданного тоталитаризма от имени масс и подменяла образ человеческий постчеловеческим образом античеловека, вожделеющего греха, как важнейшего качества своей свободы и присутствия в иерархии Власти.
Праздник Пасхи есть возвращение к исходной точке, в которой начинался процесс разрушения мира и человека. И это возвращение уже исполнено горького и трагического опыта Нового времени и всех его идеологических систем – последовательно преодолённых самим русским народом. После краха СССР стал сразу же подниматься вопрос о возвращении России к исторической форме ее имперской монархической государственности. Теперь, после очевидного краха идеологии политического либерализма, этот же вопрос вновь поднимается на самых разных площадках общественно-исторических и политических дискуссий. И скорее всего, он будет решен в пользу восстановления Российской империи на Новом уровне исторического процесса – ведь политические и общественные реалии современности еще несут на себе античеловеческую печать идеологических систем, уже преодоленных русским народом.
Как замечает современный историк, «Православная Самодержавная монархия была и остается наилучшим (наиболее спасительным) типом политического строя для России. Это вытекает из духовной истории Отечества и сущности Самодержавия /…/ отход от христианской монархии к демократии (конституция, парламент, разделение властей, выборы, масонский лозунг свободы, равенства и братства)… разрушили христианскую цивилизацию на Западе. А в XX – начале XXI в. они пытаются осуществить то же самое в России (Третьем Риме) – последнем препятствии на пути к мировому господству тайны беззакония»1.
При русском императорском дворе праздник Пасхи всегда становился одним из самых трогательных торжеств, которое заканчивалось не только праздничными подарками близким и родным, но проявлениями настоящей христианской любви царствующих особ, прежде всего, самого русского Царя к братьям своим во Христе, невзирая на чины и социальные различия. Французский художник О. Берне пишет о Николае I: «После богослужения император целуется с первым встречным. Обычно это часовой, стоящий у дверей»2. Традиция христосований с прислугой и охраной прочно соблюдался и при дворе Александре II. Один из мемуаристов того времени писал: «обряд христосования, с давнего времени строго соблюдавшийся при Дворе, был крайне утомителен для Их Величеств. Однако ж на четвертый день праздника (15-го числа) Государь настолько почувствовал облегчение, что христосовался с фельдфебелями, вахмистрами и некоторыми другими нижними чинами тех частей гвардии, которых Его Величество считался шефом»3.
Но дело не только в символах общенационального братства и солидарности. Дело в том, что эта солидарность покоилась на ценностях духовного бытия, в Праздник Пасхи осознаваемых особенно остро. Ведь ценностями этими были христианская любовь, взаимность и отчетливое отделение истины, добра и красоты от того, что было им противоположно в причастности великому таинству спасения и бессмертия.
«Воскресение Спасителя, – читаем мы сегодня в послании Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, – это не просто историческое событие, о котором мы узнаем из священных текстов. Это краеугольный камень веры и, по слову святителя московского Филарета, – вечная новость, источник размышления, удивления, благодарности и надежды. Воплощением, страданием и трёхдневным восстанием Спаситель обновляет человеческую природу, избавляет нас от власти греха и смерти, отверзает людям врата Небесного Царства. И указывает нам путь к единству с Творцом».
Собственно, сегодня это и есть путь к великому соборно-ценностному обновлению и объединению человечества перед лицом Творца, ибо в высших ценностях своих великие религии меньше отличаются друг от друга, чем все они вместе от античеловеческих идеологий Нового времени. Праздник Пасхи настраивает нас на осознание этого факта и на выводы, которые за этим следуют.
Праздник Пасхи – это Царский Праздник, в котором каждый православный верующий становится причастником Творца. Его проекцией в Русской земле и в Российской империи всегда был Русский Царь.
Литература:
- Забегайло О.Н. Духовное понимание истории // М., Серебряные нити, 2009. С. 556.
- Берне О. При дворе Николая I. Письма из Петербурга. 1842–1843. М, 2008. С. 66.
- Зимин Игорь Викторович. Взрослый мир императорских резиденций. Вторая четверть XIX – начало XX в. // М., Центрполиграф. 2010. С. 324.