
Эта публикация - фрагмент статьи Александра Закатова – русского писателя, общественного деятеля, члена Императорского Православного Палестинского Общества и директора Канцелярии Главы Российского Императорского Дома.
Революция 1917 года разрушила основы Российской Православной Государственности, нерасторжимо связанной духовно и юридически с Православной Церковью.
После отречения от престола св. Императора Николая II 2/15 марта 1917 года и подписания на следующий день Великим Князем Михаилом Александровичем акта об отложении им принятия верховной власти до решения Учредительного Собрания об образе правления Россия юридически ещё оставалась православной монархией с де факто вакантным престолом. Но 1/14 сентября 1917 г. Временное правительство незаконно (даже с точки зрения правовых норм, порожденных революцией), до созыва Учредительного собрания, упразднило монархию и провозгласило Россию республикой. Таким образом, Государственность, основанная в 862 году и ставшая Христианской в 988 году, прекратила своё существование. Это не могло не сказаться на положении Церкви и всех её архипастырей, пастырей и чад.
Часть священноначалия и приходского духовенства приветствовала Февральскую революцию, преувеличивая подлинные и мнимые грехи, обиды и неурядицы времён Синодального периода. Многие иерархи и пастыри не сразу осознали, что если православные государи и совершали ошибки, то всё-таки они имели ввиду благо Церкви, а новые власти относятся к Ней, в лучшем случае, нейтрально, а в худшем - желают максимально ограничить её возможности.
С другой стороны, хотя церковная политика Временного правительства была неоднозначной и противоречивой, но говорить о явных гонениях на Православие в период со 2/15 марта до 25 октября/7 ноября 1917 года невозможно. Имели место отдельные акты революционных властей, вызывающие тревогу и обеспокоенность у духовенства и мирян, но откровенно антицерковных мер не принималось.
Ситуация резко изменилась к худшему после свержения Временного правительства в ходе Октябрьского переворота 25-26 октября/7-8 ноября 1917 года. К власти пришёл тоталитарный и агрессивно атеистический режим большевиков, в программных документах и выступлениях лидеров коих открыто провозглашалась враждебность к Церкви и к вере в Бога как таковой.
Религиозность даже тех верующих сограждан, которые политически поддерживали большевиков, соблазнившись их социальной агитацией или усматривая в них силу, способную остановить анархию, признавалась ненормальным явлением, терпимым лишь временно, из тактических соображений, с расчетом на скорейшее перевоспитание в атеистическом духе.
Что касается Православной Церкви как институции, то большевицкие власти повели на неё беспощадное и тотальное наступление, сопровождаемое не только ограничениями в правах, святотатством, кощунствами и грабежом, но и казнями священнослужителей и мирян, и иными жестокими репрессиями.