18 марта в 1913 году произошло убийство короля Греции Георга I. Это события потрясло многие державы, в том числе и Россию. Дело в том, что Георг I приходился дядей императору Николаю II.
В марте 1863 года на греческий престол взошел 17-летний юноша, принц датский Кристиан-Вильгельм-Фердинанд-Адольф-Георг Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбургский.
Кандидатура второго сына короля Дании Кристиана IX удивительным образом устроила не только греков, но и представителей ряда стран, игравших важные роли на международной арене. Дело в том, что молодой человек состоял в тесных родственных связях с представителями британской и российской династий.
В том же 1863 году его старшая сестра Александра вышла замуж за наследника английского престола принца Уэльского, будущего короля Великобритании Эдуарда VII. Его младшая сестра Мария София Фредерика Дагмара должна была породниться с династией Романовых. Первоначально она была невестой старшего сына Александра II - цесаревича Николая Александровича. Но после его смерти в 1865 году у нее возникла привязанность к великому князю Александру Александровичу, который позже взошел на российский престол как Александр III.
Так что Великобритании и России было выгодно иметь на греческом престоле своего ставленника. В итоге Учредительное собрание Греции избрало принца греческим королем.
В качестве знака признания Александр II даровал Георгу высший орден России Святого Апостола Андрея Первозванного. А Англия согласилась в марте 1864 года уступить Греции Ионические острова, которые около полувека находились под ее протекторатом.
«Легкомысленный король»
Как писал в своих мемуарах российский дипломат Юрий Соловьёв, заняв трон, брат русской императрицы и английской королевы сразу «заручился пожизненной пенсией трех держав-покровительниц - России, Англии и Франции».
Каждая из этих стран пообещала ему выплачивать по 100 тысяч франков в год до самой смерти. Георгу, находящемуся у руля власти пусть небольшой, но важной в политическом плане страны, удалось скопить хорошее состояние, которое он держал в зарубежных банках.
Вообще, по мнению российского дипломата, Георг I обладал отличной деловой хваткой и трезвым взглядом на жизнь. В своих воспоминаниях Соловьев пишет о нем как об опытном, «почти циничном правителе», называя при этом иногда «легкомысленным королем».
По его словам, ему удавалось легко расставаться со своими премьерами, маневрируя между различными партиями.
Интересен его взгляд на обязанности конституционного монарха. Как-то раз он шутливо объяснил их одному из дипломатов. «Мои обязанности весьма легки, - сказал он по-французски, - обыкновенно первый министр, являясь ко мне с докладом, сообщает, что большинство палаты за него; в таком случае я иду гулять. Случается и так, что министр приходит и говорит мне, что большинство против него; в таком случае я ему отвечаю: «Идите гулять» (непереводимая игра слов: по-французски это равносильно русскому: «убирайтесь»)», - писал он в «Воспоминаниях дипломата».
С таким подходом Георгу удавалось находиться у власти около 50 лет.
Русская невеста для греческого короля
Георг I любил бывать в Санкт-Петербурге. Во время одной из своих поездок он познакомился с княжной Ольгой Константиновной, внучкой императора Николая I. Дочь великого князя Константина Николаевича была завидной невестой, и ее брак с королем Греции мог укрепить связи между двумя странами. Откладывать «сделку» в долгий ящик родственники молодых людей не собирались.
В октябре 1867 года состоялось венчание 16-летней княжны и 21-летнего Георга. Этот союз можно было назвать вполне успешным. По воспоминаниям историков, королева Ольга Константиновна никогда не переставала считать себя русской великой княгиней. В этом позиционировании были свои нюансы. Так, например, она любила вмешиваться в жизнь русской средиземноморской эскадры, которая заходила в Пирей. Это не могло нравиться командующим эскадрой. Так, к примеру, у нее не сложились отношения с будущим морским министром адмиралом А.А. Бирелевым.
«По своей сердечной доброте она (Ольга Константиновна – прим.) особенно баловала матросов, которые приглашались, к большому неудовольствию короля, пить чай во дворец, формально к горничной королевы, но в действительности к ней самой. Этим был недоволен и адмирал, утверждавший, что так подрывается дисциплина и матросы выходят из его повиновения», - писал Соловьев.
Однажды деятельность королевы чуть не спровоцировала народное восстание. Будучи религиозной женщиной, она решила перевести Евангелие на современный греческий язык. Местное же население увидело в этом панславистскую интригу, так как три из Евангелий первоначально были написаны по-гречески.
Итогом этого стало трехдневное народное возмущение, которое закончилось стрельбой и даже жертвами среди населения.
«Король Георг I, опытный, почти циничный правитель, вышел из затруднения весьма ловко. Он пожертвовал всем своим кабинетом и вдобавок митрополитом Прокопием, известным русофилом. В результате через три дня волнения так же скоро улеглись, как и начались», - вспоминал развязку истории российский дипломат.
Греческий родственник династии Романовых
Стоит отметить, что в браке Ольга Константиновна родила двух дочерей и пятерых сыновей.
Девочки – Александра и Мария – стали женами русских великих князей. Павел Александрович, младший сын Александра II, взял в жены Александру, а внук Николая I - князь Георгий Михайлович – связал свою жизнь с ее сестрой.
Третий же сын Георга I – принц Николай – обвенчался с княжной Еленой Владимировной, внучкой Александра II. Их свадьба состоялась 29 августа 1902 года в Царском Селе в присутствии членов императорской семьи и других гостей. Известно, что голову невесты украшал бриллиантовый кокошник, а также бриллиантовое корсажное украшение в форме банта, которые для своей дочери заказал ее отец, великий князь. Позже это диковинное украшение Елена передала своей дочери Марине.
Во времена правления Георга I Греция приняла участие в Первой балканской войне против Турции. Итогом этого стало то, что греческая армия овладела Южной Македонией с Салониками, частью Эпира и несколькими островами Эгейского моря.
В разгар военных действий и было совершено покушение на Георга I. 18 марта 1913 года в Салониках анархист Александрос Схинас застрелил короля. После его смерти Грецию ждали шесть десятков лет нестабильности, сопровождавшихся переворотами и постоянными войнами.