Конец смуты – только начало великого будущего. Самое главное, чтобы сама Россия пошла ему навстречу. В 1613 году русский народ восстановил на троне свою монархию и Россия стала великой, доброй и процветающей империей на последующие три столетия. Утихла ли российская смута после 1917 года? Русский мыслитель, исторический философ Николай Тальберг считал, что нет, этого пока не произошло. Но признаками возвращения России к своему великому всечеловеческому будущему станет обращение ее к духовным идеалам и ценностям Святой Руси и восстановление русской монархии.
Верность своему долгу, навсегда избранному делу, безоговорочная преданность духовным ценностям и идеалам Отечества – качества истинного патриота.
Всю жизнь свою посвятил служению Родине яркий и самоотверженный патриот державной России, православный христианин, профессиональный историк, духовный писатель, публицист, общественный деятель, ученый, педагог, монархист, заметный деятель русского зарубежья XX века Николай Дмитриевич Тальберг.
В лекциях, статьях, научных работах, книгах он рассказывал о великом содержании российской истории, и тщательно и по крохам восстанавливал для молодого поколения эмигрантов историческую правду, показывая развитие государства российского с древних времен и вплоть до правления последнего российского императора Николая II.
Николай Дмитриевич отдавал всего себя важнейшей задаче сохранения глубинных корней Святой Руси, ее православных основ и монархической власти.
Николай Тальберг был твердо убежден, что всему лучшему в своей истории – начиная с Крещения Руси, Россия обязана именно православию. Подлинными выразителями православных устоев и традиций он считал русских царей – самодержцев России, и утверждал, что только при возрождении самодержавной монархии возможно будущее процветание нашей страны. Историк глубоко верил, что когда-то великая Родина, лишившаяся разом и своих корней, и духовных устоев в результате революционного потрясения, снова найдет путь к Богу и на новом историческом уровне возродит идеалы и ценности Святой Руси. Этой верой пропитаны его безупречные научно-исторические труды – «Святая Русь», «Отечественная быль», «История Русской Церкви» и другие.
Служу Отечеству!
Николай Дмитриевич Тальберг родился 23 июля 1886 года в городе Коростышеве Радомысльского уезда Киевской губернии.
Его родители – доктор уголовного права, профессор Киевского университета Дмитрий Германович Тальберг и Виктория Егоровна Лазо из уважаемого дворянского рода, ушли в мир иной почти сразу после рождения сына. Оставшийся сиротой мальчик сначала жил в семье брата отца Владимира Тальберга в Малороссии недалеко от Киева, затем – сестры матери в Подольской губернии.
Тальберг – старинная шведская дворянская фамилия. Начиная с прапрадеда Николая Карла Генриха, который прибыл в Россию из Финляндии в середине правления Екатерины II, все представители рода Тальбергов преданно служили Российской короне. Прадед Николая был участником Отечественной войны 1812 года, его дед – Герман Карлович Тальберг работал инспектором в Киевском университете святого Владимира.
Николай Дмитриевич наследовал славные традиции предков. Потребность служить верой и правдой Государю и России, глубокая уверенность в необходимости и благотворности самодержавного правления и русского православия для укрепления Российской империи сформировалась в его душе еще в юные годы.
В 1905 году, в пору учебы в элитном Императорском училище правоведения, он сумел противостоять настроениям целой группы студентов, оказавшихся под воздействие революционных идей и желавшим коренным образом изменить традиционно-академический уклад его учебного заведения. Это ему удалось благодаря врожденному дару убеждения и предельной честности юноши.
Безукоризненную честность, не поддающуюся внешним воздействиям, свою верность Императору и Российскому государству, Николай Дмитриевич ярко проявлял и после завершения учебы – работая как чиновник в государственных структурах. Тальберг был счастлив заниматься делом, приносящим пользу Отечеству, являясь, по словам хорошо знавшего его архимандрита Константина (Зайцева), «идеальным типом» русского имперского чиновника, должного заключать в себе как безграничное самоотвержение древнерусского «служилого человека», так и восходящую к древнему Риму традицию европейского государства.
Взаимодействуя с представителями разных сословий, узнавая особенности российского общества, он постоянно и все более утверждался в мысли, что успех, счастье, величие и безграничное будущее России прямо связаны с царской властью и отеческой заботой самодержавного правителя о вверенном ему Богом русском народе.
В 1907 году Тальберг начал свою чиновную карьеру в оплоте крепости и нерушимости Российской империи – Министерстве внутренних дел. Он занимался государственной работой вплоть до Февральского переворота: в 1915-1916 годах был членом совета Общества помощи русским беженцам, в конце 1916 – начале 1917 годов – чиновником по особым поручениям при Министерстве внутренних дел, с января 1917 года – помощником управляющего делами сенаторской ревизии.
Горячий и преданный сторонник Русской самодержавной монархии, Николай Дмитриевич с 1911-го года входил в различные монархические сообщества: православно-консервативную партию «Русское собрание», Русское окраинное общество и другие. С огромной болью он пережил крушение Российской Империи в 1917 году.
Февральский переворот и большевистская революция уничтожили то, во что он всем сердцем верил, чему самоотверженно служил. Тальберг подал в отставку сразу же после Февраля. Однако от политической борьбы он не отказался, искренне полагая, что еще вполне возможно вернуть прежний государственный строй и формировавшуюся на протяжении веков законность.
Ради достижения этой благородной цели он вступил в Петрограде в 1917 году в тайную организацию Николая Маркова «Великая единая Россия», которая ставила своей главной целью освобождение царской семьи. Презрев возможные сложности и вероятность быть арестованным, он выполнял различные задания организации; в апреле 1918-го года стал вице-директором департамента полиции в правительстве гетмана П.П. Скоропадского в Киеве, любыми возможными и даже невозможными способами собирая и принимая на работу ранее служивших царю жандармов и полицейских. В мае того же года принял участие в тайном монархическом съезде в Киеве.
Именно в это время он впервые пробует силы в монархической политической публицистике: читает лекции, пишет статьи, обосновывает преимуществам православия и монархии в контексте истории России.
К большому его сожалению, задача «Великой единой России» по освобождению царской семьи так и не была выполнена; правительство Скоропадского пало. Сразу же после этого Тальберг уезжает из Киева сначала в Бессарабию, затем – в Одессу, откуда эмигрирует за рубеж. В начале 1920-го он прибыл в Берлин, место сбора русских монархистов. В Россию Тальбергу так и не довелось больше вернуться; он жил и творил уже за границей до конца своих дней – 6 лет в Берлине, 10 лет – в Париже, 8 лет – в Белграде, и, наконец, 17 лет – в США.
Последовательный монархист и талантливый публицист
Сразу после появления в Берлине, Тальберг продолжает активную монархическую работу, прилагая многие усилия для организации в городе Рейхенгалле Съезда Хозяйственного Восстановления России, который проводится в течение 29 мая – 4 июня 1921 года. На этом Съезде была заявлена ключевая идея русского монархизма за рубежом – «Россию способна спасти исключительно монархия» и создан Высший Монархический Совет (ВМС), управляющим делами которого назначили Николая Дмитриевича.
В 1926 году он участвует в монархическом Зарубежном съезде в Париже. Позднее – в съезде Русского патриотического зарубежного объединения, где его избирают в члены Совета организации.
За рубежом Николай Тальберг устанавливает тесные связи с известными представителями русского зарубежья: членами Императорского дома, главами церкви, белыми генералами – Врангелем, Миллером, Красновым, Богаевским, Кутеповым, князем Горчаковым, профессором Головиным и т.д., которые охотно с ним общаются и часто обращаются за советами.
Николай Дмитриевич активно продвигает монархические представления через лекции и печать. Талантливый публицист, историк и писатель, он умеет убедить слушателей и читателей в справедливости и правильности своих идей. Читая лекции на темы религии, истории, церкви и международной политики в собраниях русских монархических организаций Европы, Тальберг получил широкую известность среди эмигрантов.
Популярностью пользовались и его статьи в периодической монархической печати – газете (затем журнале) «Отечество», изданиях «Двуглавый Орел», «Часовой» и др.
Как профессиональный историк, при подготовке лекционных и публицистических материалов Тальберг тщательно изучал исторические источники, выбирая в них самое важное, ценное, интересное. Документальная достоверность публикаций, доказательно опровергающих ложь и злобные нападки заграничных историков на наших царей и историческое прошлое, легкий, вдохновенный, эмоциональный язык автора делали его статьи необыкновенно притягательными для читателя. Николай Дмитриевич раскрывал с убедительной правдивостью различные аспекты жизни исторической России, показывал характеры и судьбы сыгравших ведущую роль в судьбе Отечества личностей («Гоголь – Глашатай Святой Руси», «Муж верности и разума – К. П. Победоносцев»), много писал о российских императорах («Александр I», «Александр III», «Екатерина II», «Павел I», «Николай I», «Николай II»). Ряд своих статей посвятил смуте 1904-1907 годов и событиям предреволюционной эпохи. Вместе с тем он публиковал интересные и важные работы о деятельности Русской Православной Церкви: «Возбудители раскола», «Церковный раскол», «Итоги политики митрополитов Сергия и Евлогия» (совместная статья с князем Горчаковым) и т.д.
Глашатай Святой Руси
Стремление донести до людей правду о историческом прошлом Российской империи, талант ученого-исследователя, кропотливо и внимательно изучающего каждый исторический источник и литературные способности Тальберга нашли наиболее полное выражение в его исторических трудах: «Святая Русь», «Русская быль. От Екатерины II до Николая II. Очерки истории Императорской России», «Отечественная быль», «История Русской Церкви», «История Христианской Церкви» и др.
Каждая строчка трудов Николая Дмитриевича пронизана любовью к России, ее вековым духовным ценностям и традициям. По словам епископа Митрофана (Зноско-Боровского), «Тальберг выступал «убежденным сторонником «симфонии власти», раскрывая в глубоких истоках российской истории следы извечного тяготения материального к духовному, обоюдное стремление и Церкви, и Государства – совместить заботу о народе, о нации в целом»». Ученый показывал историю Родины через биографии и деятельность ключевых исторических личностей, выделяя их наилучшие качества.
Первая книга «Святая Русь» вышла в Париже в 1929 году в православно-монархическом издательстве князя М.К. Горчакова «Долой зло!».
«Святая Русь» – хронология русской истории от Крещения Руси до 1917 года. Задачей книги автор поставил «воскресить картины былой прекрасной Руси, напомнить о связях с прошлым и указать на наше величайшее духовное сокровище» – православную церковь. Тальберг называет православную Церковь «драгоценнейшим наследием», «великой основой», на которой «воздвигалась, крепла и росла древняя Русь».
Силу и величественную красоту безвозвратно потерянной Святой Руси Тальберг также воспевает в сборнике «Отечественная быль» и книге «Русская быль. От Екатерины II до Николая II. Очерки истории Императорской России». По мнению Николая Дмитриевича, в императорской России жизнь государства, общества и каждого человека всегда были неотделимы от Церкви, а Россия оставалась Святой Русью до тех пор, пока ею правил царь.
Сняв с русских государей – Иоанна Грозного, Петра Великого, Екатерины II, Николая I, Павла I, царя-мученика Николая II и др., православной державной России шелуху обмана, клеветы и уничижения, которой покрыли их многие зарубежные исследователи, он говорит о сокровенном, глубинном, духовном в наших самодержавных правителях. Тальберг опровергает обвинения русского народа в его темноте, варварстве, дикости, а русских царей в деспотии, тирании, дурном нраве, безграмотности, безбожии, беспутстве и сумасшествии. Утверждая, что русским людям нет нужды стыдиться своего исторического прошлого, писатель апеллирует к фактам из истории европейских народов, многие правители которых: Генрих VIII, испанский король Филипп II, герцог Альба, Карл IX и др. отличались страшной жесткостью, которую православные российские цари даже представить себе не могли.
Православные ценности
Николай Дмитриевич занимался не только монархической работой, писал статьи и книги, и читал лекции о ценности православия и самодержавной власти. Свои христианские взгляды он доказывал всем строем своей души и конкретными делами.
Современники отмечали его скромность и доброту, его отзывчивость, милосердие, человеколюбие, трогательную заботу о близких и любовь к подрастающему поколению.
Тальберг оказывал деятельную помощь эмигрантам и их детям. В Белграде в 1941-1944 годах он работал сначала в Державной комиссии, затем – в Управлении делами русской эмиграции, помогая соотечественникам сохранить национальные особенности и русскую культуру. Обеспечивал безупречную работу медицинских, образовательных, просветительных русских учреждений в Югославии. Николай Дмитриевич занимался эвакуацией русских людей, защищал их от выдачи советским войскам после Второй мировой войны, был церковным старостой Покровской гимназической церкви в Белграде.
В сентябре 1944 года историк уехал из Белграда в Австрию – сначала в Вену, потом в Зальцбург, где выполнял обязанности старосты храма Святого Архистратига Михаила. Занимался строительством Свято-Покровской церкви в австрийском лагере Парш для русских беженцев, созданием русской гимназии в лагере, возведением Свято-Никольского гимназического храма. Был старостой обоих храмов, в 1945 году стал членом Лагерного комитета, потом – членом Ревизионной Комиссии.
Он щедро отдавал свои знания и любовь как директор и преподаватель гимназии детям русских беженцев, пробуждал в молодых людях тягу к знаниям, наставлял на верный путь, способствовал поиску истины и правды. Ученики воспринимали его как старшего друга, который всегда выслушает, даст верный совет, поможет в трудную минуту. Даже спустя много лет после окончания гимназии, разъехавшиеся по всему миру (в Австрию, Францию, Канаду, Австралию, Аргентину, Венесуэлу и т.д.) питомцы Тальберга продолжали обращаться к нему за поддержкой.
Любовь во Христе
Нести подвиг служения христианским ценностям, воспитывая молодежь в духе православия и патриотизма, Николай Дмитриевич продолжил как преподаватель исторических предметов в духовной семинарии Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США), куда переехал в 1950 году.
Прежде всего, он был служителем Истины, Правды, Справедливости, Красоты, и ставил на первое место вещи духовные. Что же касается материального, оно не интересовало его вовсе – все свое скромное жалование Тальберг тратил на общественные нужды и помощь ученикам.
Благородство души, простота, сердечность, добродушие составляли гармоничный синтез с чистотой и ясностью его мысли, крепостью духа и строгой принципиальностью. Вот что говорит ныне о Николае Дмитриевиче тесно общавшийся с ним архимандрит Свято-Троицкого монастыря Константин: «мудрость, проявляемая им... и неизменно просветляемая чуткой христианской совестью делала его привычным советником многих людей... И тут никогда дело не сводилось к чему-то лишь деловому, профессиональному: неизменно налицо была религиозно-просветленная связь, в глубочайшей основе которой лежала любовь во Христе».
Любовь Тальберга во Христе двигала этим необыкновенным человеком и в деятельности, связанной с созданием, кураторством, попечительством Русского Просветительного Общества «Беседа – к Познанию России» в Филадельфии, в стенах которого он читал лекции, способствуя реализации миссии организации – «отмыванию от грязи и клеветы великого прошлого России», и в процессе подготовки опубликованных в Америке книг (например, капитального труда «История русской церкви») и статей («Святая Земля», «Свят. Митрофан Воронежский», «Миссионерский Подвиг Русской Православной Церкви», «Филарет, Митрополит Киевский», «Пространный Месяцеслов Русских Святых и Краткие Сведения о Чудотворных Иконах Божией Матери», «Православное Храмоздание Императорской России в Европе» и др.)
В конце жизни Николай Дмитриевич Тальберг сильно болел. Скончался 11 июня 1967 года в Джорданвилле на 81-м году жизни. Был похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря.
Весь долгий путь, пройденный этим славным сыном и горячим патриотом России, был посвящен его Родине, его Отчеству – России, ради грядущего ее величия и процветания. Несмотря на пережитые на этом пути трагедии, потери и трудности, он в то же время обрел счастье – счастье преданного служения своей велико мечте, которой он всецело отдавал свои душу, сердце, опыт, знания...
Источники:
- В. Лукьянов. Н.Д. Тальберг. Краткий биографический очерк – www.azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talberg/n-d-talberg-kratkij-biograficheskij-ocherk/
- Тальберг, Николай Дмитриевич: Биография – www.church-abroad.com/talberg-nikolaj-dmitrievich-biografiya/
- Николай Тальберг. Россия – выполнительница заветов св. Владимира – www.rys-strategia.livejournal.com/3330333.html
- Николай Тальберг: «Русь неизбежно воскреснет», Олег Слепынин - www.pereklichka.livejournal.com/1054033.html
- У книжной полки. Николай Дмитриевич Тальберг. Русская быль. От Екатерины II до Николая II. Очерки истории Императорской России – www.tv-soyuz.ru/peredachi/u-knizhnoy-polki-russkaya-byl
- Белая Церковь: Вдали от атеистического террора Маковецкий Протоиерей Аркадий – www.religion.wikireading.ru/40769
- Тальберг Николай Дмитриевич – www.zyorna.ru/catalog/author/tal-berg-n-d
- Николай Дмитриевич Тальберг – www.hrono.ru/biograf/bio_t/talberg_nd.php
- Николай Дмитриевич Тальберг. Святая Русь – www.azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talberg/svjataja-rus/
- Николай Дмитриевич Тальберг. Отечественная быль. Юбилейный Сборник – www.azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talberg/otechestvennaja-byl-yubilejnyj-sbornik/
- Прот. М. Зноско-Боровский Памяти Николая Дмитриевича Тальберга – www.mstud.org/library/_mix/znosko.html
- Гриненко В. Л. На службе неумирающей России – www.mstud.org/library/_mix/grinenko.html
- Олег Мономах. Николай Димитриевич Тальберг - идеолог Святой Руси, Ко дню памяти (11 июня 1967 г.) – www.ruskline.ru/analitika/2016/06/11/nikolaj_dimitrievich_talberg_ideolog_svyatoj_rusi/
Если вы читали глубоко прочувствованные, исторически безупречные, написанные прекрасным литературным языком его книги, напишите об этом в комментариях – нам важно ваше мнение!