В последние годы наследие русского философа Льва Тихомирова вызывает все больший интерес. Рассказываем об его пути от революционера к монархисту.
Сейчас все больший интерес вызывает наследие Л.А. Тихомирова, по плодам своей деятельности мыслителя выдающегося. Помимо публицистических статей, общая тема которых «Россия», его перу принадлежат два капитальных труда – «Монархическая государственность» и «Религиозно-философские основы истории». Если бы этот «выходец из революционного лазарета» был востребован в свою эпоху, многих бед можно было избежать.
Путь Льва Тихомирова весьма характерен для русского интеллигента того времени: он проходит через увлечение западными идеями и отвержение установившихся в обществе христианских основ в угоду несбыточной социальной мечте. Этот разрушительный период сменяется во второй половине жизни созидательной деятельностью – через преодоление заблуждений, искреннее раскаяние, новое обретение Бога и Родины. Тихомиров и в этом не был одинок, однако масштаб самой личности и творческого наследия, глубина постижения им идейных основ самодержавия делают его опыт уникальным.
То, что «мир развивается революциями – это было в эпоху моего воспитания аксиомой», – вспоминал Тихомиров период обучения в Александровской гимназии, – «…революция считалась неизбежной даже теми, кто вовсе ее не хотел». Увлекшийся этими идеями гимназист, а затем и студент Московского университета, вышел из этих учреждений крайним радикалом, вошел в кружок «чайковцев» и стал идейным вдохновителем «Народной воли», автором многих ее программных документов.
Казалось бы, побег за границу революционера-народовольца, имевшего к 26 годам за плечами четыре года заключения, должен был способствовать более благоприятным условиям. Но в этот период «нелегальной жизни» во взглядах Тихомирова как раз и начинает происходить серьезный перелом.
В 1888 г. в Париже небольшим тиражом вышла брошюра бывшего идеолога народовольцев под названием «Почему я перестал быть революционером», которая окончательно подвела черту под его революционным прошлым. Осенью того же года Тихомиров подал Александру III прошение с просьбой о помиловании, в котором писал: «Чрезвычайную пользу… я извлек из личного наблюдения республиканских порядков и практики политических партий. Нетрудно было видеть, что Самодержание народа, о котором я когда-то мечтал, есть в действительности совершенная ложь и может служить лишь средством для тех, кто более искушен в одурачивании толпы. Я увидел, как невероятно трудно восстановить или воссоздать государственную власть, однажды потрясенную и попавшую в руки честолюбцев. Развращающее влияние политиканства, разжигающего инстинкты, само бросалось в глаза. Все это осветило для меня мое прошлое, мой горький опыт и мои размышления, и придало смелости подвергнуть строгому пересмотру пресловутые идеи Французской революции. Одну за другой я их судил и осуждал. И понял, наконец, что развитие народов, как всего живущего, совершается лишь органически, на тех основах, на которых они исторически сложились и выросли, и что поэтому здоровое развитие может быть только мирным и национальным…» Александр III разрешил покаявшемуся государственному преступнику вернуться в Россию, простив ему участие, пусть даже косвенное, в убийстве своего отца.
По прибытии в Санкт-Петербург в 1889 году Тихомиров, поддержавший некогда решение Липецкого съезда «Народной воли» об убийстве царя, отправился в Петропавловский собор, чтобы поклониться праху Александра II, убитого его товарищами-народовольцами. Понимая всю тяжесть своей вины, он знал, что уверить влиятельных лиц в своем искреннем раскаянии, а тем более в полезности для общества, будет не так просто. Но та ревностность, с которой Тихомиров-монархист взялся за дело, была завидной. Направление его духовных исканий было задано трилогией: "Начало и концы. Либералы и террористы", "Социальные миражи" и "Борьба Века".
Уже через год по высочайшему повелению с Льва Александровича был снят полицейский надзор, ему разрешено «повсеместное в империи жительство». Переехав из южной ссылки в Москву, он вскоре становится одним из ведущих публицистов монархического лагеря. Ответ идеолога-монархиста на письмо молодым читателям «Русского Обозрения», опубликованный в январе 1896 г., затрагивает корневые проблемы русского общества, актуальные по сей день. «Беда – в нашей интеллигенции, – говорит Льва Тихомиров, – которая так «иностранна», так чужда своему, национальному, что и не понимает его…. Дело, достойное молодежи, способной прославить, а не обесславить родину, и состоит в том, чтобы направить свое будущее свободное творчество, когда настанет ее время, на создание того, чем Россия до сих пор обладает так мало: русского образованного класса, действующего сознательно в направлении русских идеалов. Авторы письма как бы с угрозой замечают, что они «самостоятельно решат» волнующие их вопросы… Да я ничего лучше и не требую. Но только нужно быть действительно самостоятельным человеком, а не мальчиком, доверчиво слушающим всякие глупости… Самостоятельность – в том, чтобы действительно знать дело, уметь рассудить, уметь выбрать и быть способным к творчеству. К выработке такой самостоятельности и должна стремиться молодежь, чтобы быть не «холопами» чуждого просвещения, быть не слепым орудием агитаторов, а действительно самостоятельными русскими людьми, знающими себя, свою страну, ее нравственные силы, ее идеалы…»
Наиболее фундаментальной работой Тихомирова стало исследование «Монархическая государственность». Однако при жизни автора книга широкого успеха не вызвала. «Обидно, что моя «Монархическая государственность» не читается. Время придет, конечно, но тогда пожалуй нужно будет строить монархию заново, а это трудно» – писал он А.С. Суворину. Вскоре после убийства Столыпина в 1911 г. началась настоящая травля Тихомирова. На него набросились правые издания «Гражданин», «Русское знамя» и др. С досадой он отмечал, что правые силы не могут так объединяться, как их противники. Если революционеры горели своим делом, у государственных мужей правого блока не осталось ни талантов, ни вожаков.
Отойдя от публицистической деятельности, Лев Александрович переезжает в Сергиев Посад, где ведет работу над вторым трудом своей жизни «Религиозно-философские основы истории». 20 января, накануне февральского переворота, он отмечает в дневнике: «Я часто ломаю голову над вопросом, чем можно спасти Монархию? И право – не вижу средств. Самое главное в том, что Государь не может, конечно, переродиться и изменить своего характера. С громадным характером, с твердым преследованием одного плана, одной линии поведения, – вообще говоря – можно спасать все, выходить из самых отчаянных положений. Но ведь именно этого у него не будет и не может быть. Он может только вечно колебаться и постоянно переходить от плана к плану. Ну а при этом – в столь запутанном положении – можно только рухнуть... если не будет какого-нибудь Провиденциального вмешательства…»
Годом ранее Тихомиров отмечал: «…десятки и сотни тысяч людей думают даже, что Россия двинулась вперед! Идти вперед, потерявши свою национальную Душу: недурная идея!» Так, при вспышке очередной эйфории революционных перемен, трагичный опыт бывшего революционера, снимавшего маски с либералов, его предупреждения оказались ненужными. И, по словам А. Солженицына, «такие рыцари монархии как Лев Тихомиров, захиревали в безвестности и бессилии». Конечно, одного теоретического монархизма, даже сознательно выстраданного – было недостаточно, и автор «Монархической государственности» понял это уже поздно.
Источники:
- Игорь Сердитов «Почему я перестал быть революционером?» (www.rusk.ru/st.php?idar=111178)
- Тихомиров Лев Александрович (www.rus-history-marsist.slovaronline.com)
- Почему русские «западники» разочаровываются в Западе (www//xn--80alhdjhdcxhy5hl.xn--p1ai/content/pochemu-russkie-zapadniki-razocharovyvayutsya-v-zapade)