Команда российских ученых первыми в мире научилась диагностировать болезнь Паркинсона на ранней стадии. Исследования сулят прорыв в борьбе с тяжелыми заболеваниями мозга.
Российская команда ученых смогла создать принципиально новую для неврологии и психиатрии технологию ранней диагностики болезни Паркинсона. Соответствующая статья была опубликована в престижном международном издании CNS Neuroscience and Therapeutics. Об этом рассказал «Российской газете» руководитель проекта, академик Михаил Угрюмов.
Сегодня на нейродегенеративных заболеваниях сосредоточены усилия ведущих научных центров мира. Это объясняется тем, что количество таких больных увеличивается в геометрической прогрессии. А по прогнозам, за 10-15 лет ожидается их рост почти в три раза. Одна из главных причин заболеваний — увеличение продолжительности жизни человека. Но в последние годы наметилась новая тенденция — тяжелые болезни мозга выявляются совсем у молодых людей и даже детей. Причинами этого стало загрязнение окружающей среды, прежде всего в странах с бурно развивающейся экономикой, например, в Китае.
Кроме того, некоторые нейродегенеративные заболевания коварны. Так, болезни Паркинсона и Альцгеймера могут 15-30 лет никак не проявляться у человека. Когда же появляются первые тревожные симптомы, например, дрожание рук (признак Паркинсона), оказывается, что более половины нейронов мозга, ответственных за регуляцию двигательной функции, уже погибли. Контроль функции необратимо утерян. А все варианты лечения на поздней стадии малоэффективны.
Выявить эти болезни за пять-десять лет до первых симптомом может позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), но диагностика на аппарате в России, как и по всему миру, крайне дорогая. Обычный человек просто не станет тратить не менее 90 тыс. рублей на исследование, признаков которого у него нет. Специфические же биомаркеры, которые должны на ранней стадии точно указать именно на эти болезни, ученые безрезультатно ищут уже около 30 лет.
Так, российские ученые разработали так называемый провокационный текст, выявляющий болезнь Паркинсона на ранней стадии. Наводчиком на нее послужит нейромедиатор дофамин, играющий ключевую роль в регуляции двигательной функции. «Важно знать одно: при появлении самых первых признаков болезни Паркинсона уровень дофамина снижается на 70 процентов от нормы из-за гибели более половины синтезирующих его нейронов. Отсюда и родилась идея: для ранней диагностики самим спровоцировать это снижение. Как? Ввести в организм ингибитор, который уменьшит наработку дофамина», — объяснил Михаил Угрюмов.
Для здорового человека такой тест безвреден. Однако в больном организме провокация сработает. После приема ингибитора начнется, скажем, дрожание рук. Эффект этот будет кратковременным.
Сейчас российские ученые проводят заключительную стадию работ доклинических исследований на животных. После чего они будут переходить к клиническим испытаниям. Но уже сейчас есть все основания считать, что этот метод эффективен, признается Угрюмов.