О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Русский проект: послевоенные горизонты
Русский проект: послевоенные горизонты

Все равно: это — слышишь ты? —
счастье.
Сеять хлеб
на равнинах, ветрами продутых…
Жить взахлеб!
Это здорово кто-то придумал!

Роберт Рождественский


Наслаждение жизнью, оптимизм, прогресс в науке, промышленности, сельском хозяйстве, искусстве, вера в светлые идеалы, стремление постичь мир во всей его полноте и многообразии: от крошечного атома до огромного безграничного космоса – такой была эпоха послевоенного советского романтизма – 50-60-е годы XX века.

Победив в Великой Отечественной войне, сбросив путы фашизма, мужественно преодолев холод, голод, лишения, жители СССР вернулись к мирной жизни и труду, особенно остро ощутив красоту и богатство окружающей действительности, ценность семьи и коллектива, важность созидания прекрасного нового – общества, идеалов, эстетики, красоты.

Романтизм 50-60-х годов в Советском Союзе во многом совпадает с эпохой «оттепели» – периодом значимых перемен, духовного подъема и большей свободы во всех сферах общества из-за ослабления контроля со стороны руководства страны. «Оттепель» началась в 1956 году со знаковой речи Никиты Хрущева «О культе личности и его последствиях» на XX съезде коммунистической партии и закончилась в 1968 году, когда советские войска вошли на территорию Чехословакии. 

Связанный с «оттепелью» всеобщий подъем, когда невозможное казалось возможным, – ключ ко всему советскому романтизму. 

Жить было интересно и радостно: поколение романтиков осваивало неизведанные горизонты и нехоженые тропы, делало значимые открытия, ловило позывные из далекого космоса, творило шедевры. При этом, несмотря на приоритет коллективного, была важна и человеческая личность с ее внутренним поиском, оригинальным мышлением, собственным мнением.

О поколении романтиков СССР, жизнерадостных, счастливых, устремленных в будущее, расскажем через призму яркого явления советского романтизма – живописи 1950-1960-х годов. В произведениях художников того времени на первый план выходят повседневная жизнь и трудовые будни советского человека. 

Нам любые цели по плечу

Прежде чем выводить на сцену изображенных на холсте, картоне, бумаге героев того времени, обратимся к атмосфере, ведущим открытиям и достижениям эпохи. 

Советский романтизм 50-60-х годов XX века можно без преувеличения назвать периодом бурных процессов, глобальных событий и позитивных изменений в политике, экономике, социальной сфере, культуре. 
Советские граждане создавали прекрасный мир, где человеку жить лучше, чем в любом другом месте на Земле. Позитивный настрой поддерживался успехами в науке и технике (ракетостроении, судостроении,  физике, химии), особенно в вопросе освоения космоса и атомной энергетики.

В 1957 году был запущен первый искусственный спутник Земли, в 1961 году в космос полетел Юрий Гагарин, в 1963 году – первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. 

Не менее значимыми были достижения Советского Союза и в области атомной энергетики. В 1954 году в Обнинске открылась первая в мире атомная электростанция. В 1955 году спустили на воду атомный ледокол «Ленин». В этом же году был налажен серийный выпуск также первого в мире турбореактивного пассажирского самолета «ТУ – 104». 

Открылось множество научно-исследовательских центров, советские ученые получили Нобелевские премии за свои научные разработки. 

Для обеспечения научно-технического прогресса страна нуждалась в квалифицированных кадрах высшей школы. Поэтому руководство Советского Союза активно расширяло и развивало систему высшего образования. Появилось много новых вузов, а в высших и средних учебных заведениях была отменена плата за обучение.

Получение высшего образования приобрело массовый характер. Это способствовало росту самосознания молодежи, расширению зоны ее ответственности. Молодые люди уже со школьной скамьи мечтали приносить пользу обществу, строить вместе с товарищами счастливое грядущее. Они отправлялись на великие советские стройки – БАМ, Братская ГЭС и др., осваивали тайгу, целину, глухие, отдаленные уголки Сибири. 

Культурный взлет

Советские романтики 50-60-х годов достигли многого не только в науке, но и в искусстве: кино, театре, музыке, литературе, живописи. 

В литературе, кинематографе преобладали идейные герои, которые нацелены на преобразование реальности, не боятся трудностей, принципиальны, честны и бескорыстны. 

Мир физиков показывал фильм Михаила Ромма «Девять дней одного года», главный герой которого, физик-ядерщик, пожертвовал своим здоровьем ради науки, московскую молодежь – фильм Марлена Хуциева «Застава Ильича», энергию и оптимизм юности – фильмы Георгия Данелии «Я шагаю по Москве», «Весна на Заречной улице».

Кадр из фильма "Весна на Заречной улице"

К числу других киношедевров советского романтизма относятся фильмы «Карнавальная ночь», «Человек-амфибия», «Идиот», «Летят журавли», «Иваново детство» и др.

Кадр из фильма "Человек-амфибия"

На пике популярности были поэты – шестидесятники: Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский и др. На их выступлениях всегда был аншлаг – например, в 1962 году на поэтическом вечере в Лужниках собралось 14 000 зрителей! 

Чувства, надежды и мечты лирического героя, его отношение к происходящим событиям, взаимодействие с другими людьми, обществом, Природой стали ведущими темами стихов тех лет. Красота, любовь, мальчишеское любопытство и пытливость в изучении разных граней реальности, благородные цели романтиков нашли прямое отражение в поэтических шедеврах. 

Подобное происходило и в творчестве бардов, в театре и на эстраде. 

Праздник жизни. Художники советского романтизма

Ознакомившись с проявлениями советского романтизма в разных сферах жизни, обратимся непосредственно к живописи 50-60-х годов прошлого века. 

В период 1950-х-1960-х годов было создано большое количество талантливых картин, проведено сотни выставок; основан Союз художников; открылось множество журналов по искусству. 

С одной стороны, продолжали творить художники старого поколения Мартирос Сарьян, Павел Корин, Борис Иогансон, Александр Герасимов, с другой – молодое поколение живописцев искало новый художественный язык, созвучный вызовам и задачам времени.

Художники передавали в своих работах страстное следование людей своего поколения возвышенным идеалам, стремление юношей и девушек к самостоятельному познанию и освоению мира, желание испытать пределы человеческих возможностей, достойно преодолеть любые трудности и испытания, которые предлагает жизнь. 

С холстов живописцев на нас прямо и открыто смотрят молодежь и люди зрелых лет. Они спокойно, настойчиво, с полной самоотдачей делают свое дело – строят, перевозят, добывают руду, запускают ракеты в космос, вдохновляются, увлекаются, дружат, влюбляются, женятся, размышляют, грустят, веселятся, удивляются. Они энергичны, благородны, оптимистичны, прямо выражают свои эмоции, не боятся открыто демонстрировать свои надежды и мечты. 

Юрий Пименов "Свадьба на завтрашней улице"

Произведения живописи эпохи советского романтизма дышат радостью мирного существования – работы, отдыха, творчества. На полотнах представлены труд советских людей на целине, стройках, производстве, в колхозах, и повседневная жизнь – учеба, занятия спортом, отдых на природе, общение с друзьями и близкими.

Художники также создавали пейзажи, в которых воспевали красоту, богатство и щедрость природы Советского Союза, писали натюрморты и портреты современников – жителей колхозов, работников предприятий, целинников, женщин, детей.

В эпоху советского романтизма в живописи получил широкое распространение «суровый стиль». Это живописное направление появилось в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Представители «сурового стиля» показывали героику трудовых будней, акцентируя внимание зрителя на воле, ответственности, высокой мотивации людей «трудной» профессии (нефтяников, шахтеров, геологов, освоителей Сибири, тайги, целины, строителей магистралей, электростанций, плотин, покорителей гор и морей), которые мужественно преодолевают суровые природные условия, неуют быта во имя благородной цели – строительства нового. 

Самые известные мастера «сурового стиля Таир Салахов, Павел Никонов, Николай Андронов, Виктор Попков, Гелий Коржев, браться Александр и Петр Смолины, Петр Осовский, Игорь Обросов и др. 

Они не боялись показывать людей уставшими, небритыми, в грязной рабочей одежде. Однако, несмотря на усталость и непарадный внешний вид, рабочие выглядят величественными, мощными, монументальными. Экспрессивность полотен достигается за счет заниженной линии горизонта, резких линий и ритмов, обобщенности, сдержанности и лаконичности изобразительного языка. 

Здесь нет бравурных лозунгов о строительстве коммунизма, нивелирующих личность, одинаковых, словно выпущенных на конвейере румяных, счастливых людей эпохи сталинизма. Напротив – персонажи картин хмурые, сосредоточенные, замкнутые, смотрят напряженно, исподлобья, но при этом вызывают неприкрытое восхищение и уважение прорывающейся наружу внутренней силой.

Собравшиеся на перекур «Строители Братска» Виктора Попкова спокойно и внимательно смотрят на зрителя. В их образах – ни грамма фальши, ни одного приукрашивающего реальность мазка.

Виктор Попков "Строители Братска"

Еще одно известное произведение художника «Бригада отдыхает». Расположившись прямо на земле, рабочие наслаждаются мгновениями отдыха: играют в шахматы, читают, дремлют, прикрыв глаза. 

«Полярники» Петра Смолина также запечатлены в минуту перерыва от напряженной работы. 
Трудяги, изображенные на картине Павла Никонова «Наши будни», едут в кузове грузовика. На дальнем плане полным ходом идет строительство магистрали, еще дальше – обрывистые, скалистые грани гор.

Одухотворен и задумчив рыбак Таира Салахова – «У Каспия». Погруженный в глубокие раздумья молодой человек лежит в лодке на рыболовных снастях, а позади него шумит, бурно вздымая волны, темно-синее море.
К числу известных произведений «сурового стиля» также относятся «Геологи» Павла Никонова и «Плотогоны» Николая Андронова.  

В картинах советских романтиков нашла отражение и тема космоса. Картина Александра Дейнеки «Покорители космоса» – гимн красоте и величию человека, который дерзнул отправиться за пределы земли в загадочное космическое пространство. Порыв, устремленность навстречу позывным далекого космоса передает произведение Владимира Нестерова «Земля слушает». 

Владимир Нестеров "Земля слушает"

Наибольшей популярностью у зрителя пользовались картины бытового жанра, показывающие счастливые будни советских людей, сложность и многообразие натуры человека, богатую гамму его эмоций и настроений.
Много картин было посвящено прекрасному человеческому чувству – любви. Несмотря на ссору, нерасторжимо связаны мужчина и женщина на картине Виктора Попкова «Двое».

Виктор Попков "Двое"

Зарождение юношеской любви показывает художник Сергей Тутунов – «По воду». Мудростью и глубиной пронизаны отношения зрелых, немало повидавших и переживших на своем веку людей на картине Гелия Коржева «Влюбленные».

Важность семьи, дома, в котором царят уют и взаимопонимание, – лейтмотив картины Дмитрия Жилинского «У моря. Семья» и произведения Виктора Попкова «Семья Болотовых».

Творчество советских романтиков заряжено оптимизмом, их герои жизнерадостны, открыты, влюблены в жизнь. Живописцы поэтизируют обыденное.

Все, чем занимаются персонажи импрессионистичных, наполненных светом и воздухом картин братьев Алексея и Сергея Ткачевых «Ветреный день», «Прачки», «Детвора», «У колодца» и др. – стирают в озере, снимают белье с веревки, умываются водой из колодца, любуются речным пейзажем и т.д. – они делают с удовольствием.

Нескрываем восторг взъерошенного мальчишки, любующегося красотой вечернего пейзажа – притихшим лугом, выплывающей из-за туч луной, – (Аркадий Пластов «Витя-подпасок»). Теплым солнечным лучам подставляет свое лицо расположившийся на краю ржаного поля паренек. Он разделся по пояс и лежит, совершенно безмятежный и счастливый, вдыхая запах цветов и слушая треск кузнечиков (Аркадий Пластов, «Юность»). 

Аркадий Пластов "Юность"

Ликование жизни живописует Андрей Мыльников. Люди на его картинах – активные участники праздника бытия. Они живут с широко раскрытыми глазами, полностью погружаясь в каждое мгновение своего существования («Веранда», «Мастерская в Мартышкино», «Лето», «Верочка», «Верочка на даче», «За завтраком» и др.) 

Художники восхищаются красотой родной природы, ее бескрайними полями и цветущими лугами, прозрачностью и чистотой рек, изменчивостью моря, величием горных массивов, богатством леса. Эта красота приобретает особенное звучание благодаря присутствию человека, который может ее заметить, увидеть, оценить. 

Заметными фигурами пейзажной живописи 1950-х-1960-х годов были художники Георгий Нисский, Владимир Стожаров, Николай Ромадин и др. 

В пейзажах Георгия Нисского – острый пульс современности. Неожиданные ракурсы, необычные композиционные решения, динамичный характер работ мастера («Подмосковный пейзаж», «В путь», «Над снегами», «Колхоз Загорье» и т.д.) в полной мере соответствуют духу эпохи – ее стремлению к развитию, расширению, многообразию. 

Нежны и лиричны работы Николая Ромадина. Автор любуется высокими снежными сугробами, пробуждением леса, цветением вербы и черемухи, речными просторами, полыхающими красками заката, цветовой гаммой осени («Река Царевна», «Весенний лес», «Золотые почки», «Зима», «В родных местах Есенина», «Село Хмелевка», «Лесная речка», «Черемуха. Первое цветение», «Гроза», «Осень», «Свежий ветер», «Золотой вечер» и т.д.).

Николай Ромадин "Река Царевна"

Полновесны, весомы, насыщены по цвету северные пейзажи Владимира Стожарова («Дома на берегу. Важгорт», «Околица», «Каргополь. Церковь Воскресения», «Муфтюга. Против света», «Игарка» и т.д.)
Характер времени, его насыщенность романтикой, позитивом, верой в самые прекрасные и счастливые проявления жизни передают произведения Юрия Пименова. Его картины проникнуты любовью к Москве, к спешащим по своим делам прохожим, к оживленным улицам и площадям («Раннее утро в Москве», «Проливной дождь» и др.). 

Герои картин неподдельно искренне радуются жизни, на их лицах сияют лучезарные улыбки. 
Персонажи работ Пименова из серии «Новые кварталы» – обычные женщины и мужчины: крановщики, маляры, продавщицы, модно одетые москвички, молодожены. 

Спешит по улице с куском прозрачного стекла молодая девушка, в нем, как в зеркале, отражается белоснежный собор, здания, ее юное лицо  – «Кусок стекла». 

Целуются, стоя в дверном проходе, молодые люди – «Лирическое новоселье». 
Веселая стайка девушек-продавщиц в одинаковых синих платьицах выстроилась в очередь в столовой – «Девушки из магазина». 

В ярких красивых нарядах пробираются через грязь красотки нового квартала. Они проворно перескакивают по трубам, стараясь не замочить ноги в лакированных туфельках, а на заднем плане высятся белоснежные многоэтажки – «Первые модницы нового квартала».

Красноречивый символ эпохи – картина Юрия Пименова «Район завтрашнего дня». Теплый солнечный день, везде, куда не кинь взгляд, кипит работа: возводятся новые здания и дома, прокладываются проспекты, улицы и переулки. И над этой, уходящей далеко-далеко, прямо к горизонту, стройкой, словно парит в воздухе выглядывающий в окно мужчина. Стремительный образ молодого человека оптимистичен и динамичен. С интересом и любопытством он смотрит вдаль. Мужчина знает – впереди только счастье, новые открытия, победы и достижения. 

И нет никакого сомнения в том, что его мечты обязательно сбудутся, по крайней мере, он уверен в этом на сто процентов! 

Такими же молодыми, в чем-то наивными, но неизменно возвышенными и целеустремленными, как герой этой картины, были советские романтики 50-60-х годов XX века. 

Может, нам стоит последовать их примеру – жить взахлеб, верить в светлое будущее, стремиться к реализации самых смелых желаний и мечтаний, признавая ценность высоких идеалов и устремлений? Вполне возможно, именно такой путь для нас самый лучший. А что вы думаете по этому поводу? 

Источники:

  1. Герои своего времени: глава из книги Клэр И. Макколлум «Судьба Нового человека» –www.magazineart.art
  2. Советское искусство 50-х гг – www.omizo.ru/kollekczii/sovetskoe-iskusstvo-50-x-gg.html 
  3. Оттепель. Двенадцать лет весны – //www.culture.ru/s/ottepel/
  4. Лев Оборин. «Оттепель – это период, когда власть вела себя как шизофреник» – www.polka.academy/materials/678
  5. Полина Козлова. Оттепель в Москве: гид по трем выставкам – www.buro247.ru
  6. Оттепель – www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/ottepel/
  7. Катя Карцева. Суровый стиль в живописи 60-х годов – www.artandyou.ru/articles/surovyiy_stil_v_jivopisi/   
  8. Живопись послевоенного десятилетия (1945 – 1956) – www.lektsia.com/4x1e3f.html
  9. Оттепель: Поколение гениев – www.diletant.media/articles/45291648/
  10. Чернова Валентина Алексеевна. Оттепель 60х в искусстве. Все оттенки оттепели – www.samlib.ru/c/chernowa_w_a/wseottenkiottepeli.shtml
  11. Духовная жизнь общества в период «оттепели» – www.foxford.ru
  12. Булатов, Кабаков, Салахов и другие художники «Оттепели» в Третьяковской галерее –www.vogue.ru
  13. Как 12 лет «хрущевской оттепели» изменили советское кино, живопись и литературу –www.kulturologia.ru/blogs/121121/51676/
  14. Оттепель в искусстве – www.studwood.net/1252840/istoriya/ottepel_iskusstve

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Владимир Сан

Очень интересно! Есть живой  дух этой удивительной эпохи! 

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной