О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Сергей Есенин и его предчувствие смерти
Сергей Есенин и его предчувствие смерти

В последние годы жизни поэт Сергей Есенин предчувствовал свою смерть. Предлагаем отследить нарастающее депрессивное состояние автора через его произведения.

 

Сергей Есенин был не просто поэтом крестьянской Руси, но и тонко чувствующим лириком, мастером глубокого психологизированного пейзажа. Его жизнь была короткой и яркой. Он, родившись в крестьянской семье, встречался с монаршими особами, дружил с великими современниками, заводил романы с красивыми женщинами. Правда, в его жизни была и обратная сторона. Постоянное чувство неудовлетворенности и трагическое мироощущение заставляли его искать душевный покой в любви и бутылке. Это так и не принесло Есенину ожидаемого счастья. В последние годы жизни поэт начал отчетливо предчувствовать свой конец. Предлагаем проследить чувства автора, которые отражаются в его стихах. 

Вообще для поздней лирики Есенина характерны пессимистические настроения. Воспоминания о беззаботном детстве, безвозвратно уходящее время, переосмысление жизни – все эти мотивы активно появляются в последние годы его творчества. Поэт запутался. Подливали масло в огонь и газеты, в которых стали появляться резко критические статьи о нем, обвиняющие поэта в пьянстве, дебошах и драках. На него даже было заведено несколько уголовных дел — в основном по обвинению в хулиганстве.

Предположительно в 1923 году Сергей Есенин написал стихотворение «Я усталым таким еще не был». В нем отчетливо прослеживаются пессимистические настроения. «Золотое сено» волос лирического героя превращается в серый цвет, а воды - в пепел. При этом он не жалеет о прошедших годах, лишь фиксирует этот факт:

 

Я устал себя мучить бесцельно,

И с улыбкою странной лица

Полюбил я носить в легком теле

Тихий свет и покой мертвеца…

 

В том же в 1923 году Сергей Есенин написал стихотворение «Вечер черные брови насопил…», в котором все-таки появляется мотив сожаления о бесцельно прожитых годах («Не вчера ли я молодость пропил?»). Читаем:

 

Не храпи, запоздалая тройка!

Наша жизнь пронеслась без следа.

Может, завтра больничная койка

Упокоит меня навсегда.

 

Но надежда на спасение все еще есть.

 

Может, завтра совсем по-другому

Я уйду, исцеленный навек,

Слушать песни дождей и черемух,

Чем здоровый живет человек.

 

Позабуду я мрачные силы,

Что терзали меня, губя.

Облик ласковый! Облик милый!

Лишь одну не забуду тебя.

 

О ком идет речь? Дело в том, что в 1923 году Сергей Есенин познакомился с актрисой Августой Миклашевской. Не случайно стихотворение «Вечер черные брови насопил…» вошло в посвященный ей цикл «Любовь хулигана». Интересно, что осенью 1976 года, когда актрисе было уже 85 лет, в беседе с литературоведами Августа Леонидовна призналась, что роман с Есениным был платоническим, и с поэтом она даже не целовалась.

Отметим, что в поздней лирике Есенина большую роль играет и тема кабака. Герой стихотворений, ей посвященных, – «московский озорной гуляка», любитель выпивки, скандалист, человек не совсем уж плохой, но без пяти минут окончательно пропащий. При этом хаос, царящий в питейных заведениях, Сергеем Александровичем воспринимался как хаос, присущий и стране в целом.

Особенно стоит обратить внимание на стихотворение «Песня (Есть одна хорошая песня у соловушки…)», которое поэт создал в 1925 году. Оно отличается от других тем, что Есенин написал к нему ещё и музыку. С тех пор многие музыканты перепели его абсолютно в разных стилях. Это стало возможным благодаря многоплановости произведения. В нем гармонично переплетаются состояния лирического героя и природы. Поэт часто использует в стихотворениях эту перекличку:

 

Есть одна хорошая песня у соловушки –

Песня панихидная по моей головушке.

 

Цвела - забубённая, росла - ножевая,

А теперь вдруг свесилась, словно неживая.

 

Думы мои, думы! Боль в висках и темени.

Промотал я молодость без поры, без времени.

 

Жизнь лирического героя «отцвела», как и рябина. В чем причина (в пьянстве или славе?) неизвестно, да и уже не важно. В этот критический момент лирический герой чувствует себя одиноким и не нужным:

Лейся, песня звонкая, вылей трель унылую.

В темноте мне кажется – обнимаю милую.

 

За окном гармоника и сиянье месяца.

Только знаю – милая никогда не встретится.

 

Это стихотворение, как своевременное подведение итогов 30-летнего поэта. В произведении даже есть строки-наставления («Пейте, пойте в юности, бейте в жизнь без промаха - Все равно любимая отцветет черемухой»).

Характер позднего творчества Есенина напрямую связан с его психологическим состоянием. К тридцатилетнему рубежу поэт подошел, будучи в депрессии, запутавшись в отношении к миру и окружающим людям. Надежды на спасение были связаны с женитьбой на Софье Андреевне Толстой, но они не оправдались.

 

Сергей Есенин и Софья Толстая

 

17 августа 1925 года Сергей Есенин написал наиболее сильное по накалу стихотворение «Гори, звезда моя, не падай…». Здесь предчувствие конца, как никогда остро. Тема скорой смерти появляется уже в первой строфе, в пятую Есенин помещает строки-предсказания:

 

Я знаю, знаю. Скоро, скоро

Ни по моей, ни чьей вине

Под низким траурным забором

Лежать придется так же мне.

 

Погаснет ласковое пламя,

И сердце превратится в прах.

Друзья поставят серый камень

С веселой надписью в стихах.

 

Произведение построено прекрасно – оно начинается с обращения к звезде. Это связано с русскими народными поверьями: когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая сопровождает его на протяжении всей жизни; звезда гаснет, когда человек умирает.

Здесь снова настроение лирического героя перекликается с состоянием природы, которая «листвою плачет на песок». Позднее лето, тишь полей, «рыдалистая» дрожь еще неотлетевших журавлей. В финальной строфе Сергей Есенин сам себе пишет эпитафию: «Любил он родину и землю, / Как любит пьяница кабак». В этих строках переплетаются два значительных для поэзии поэта мотива – родной земли и кабака.

В конце ноября 1925 года последняя жена Есенина Софья Толстая договорилась с директором платной психоневрологической клиники Московского университета профессором Петром Ганнушкиным о госпитализации поэта в его клинику. По наиболее распространенной версии, поводом стало беспокойство за состояние Есенина. По неофициальной версии, которая, правда, так же до сих пор окончательно не опровергнута, поэт прятался там от КГБ.

Дело в том, что к тому моменту на Есенина было заведено 13 уголовных дел. Шутка ли, но он был единственным, кто мог в ресторане рядом с Красной площадью кричать: «Бей коммунистов, спасай Россию!» (это произошло, когда Есенин узнал, что коммунисты при подавлении Тамбовского мятежа использовали химическое оружие – прим. ред.). Шутка ли, Есенин изобразил Льва Троцкого в виде «еврейского комиссара» в поэме «Страна негодяев». Другу поэт писал: «Тошно мне, законному сыну Российской империи, быть пасынком в собственной стране».

21 декабря 1925 года Есенин покинул клинику, аннулировав в Госиздате все доверенности. Он снял со сберкнижки почти все деньги и через день уехал в Ленинград, где остановился в номере № 5 гостиницы «Англетер». Через неделю после выписки из больницы, 28 декабря 1925 года, он покончил жизнь самоубийством. Есть и другая, менее распространенная, версия произошедшего – Сергея Есенина убили.

Поэта нашли повесившимся журналист Георгий Устинов с супругой. Они жили в этом же отеле. Чтобы зайти в номер Есенина, пришлось дверь, наглухо закрытую, взламывать ломом. Вошедшие друзья увидели страшную картину: весь номер был перевёрнут вверх дном, на шее лежавшего на диване поэта была подвешена петля, сделанная из разорванной простыни.

Предсмертным стихотворением Сергея Есенина стало «До свиданья, друг мой, до свиданья...», которое было написано кровью. Поэт жаловался Устинову, что в «паршивой» гостинице даже чернил нет. Накануне самоубийства Есенин сунул поэту Вольфу Эрлиху во внутренний карман пиджака листок со стихотворением, сказав прочитать его позже. Прощальное произведение он прочитал только 28 декабря:

 

До свиданья, друг мой, до свиданья…

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

 

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, —

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

 

Источники:

1. Сергей Есенин «Я усталым таким еще не был…» www.culture.ru

2. Сергей Есенин «Вечер черные брови насопил…» www.culture.ru

3. Сергей Есенин «Песня (Есть одна хорошая песня у соловушки…)» www.culture.ru

4. Сергей Есенин «До свиданья, друг мой, до свиданья…» www.wikisource.org

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной