В настоящее время нет однозначного ответа на вопросы: что представляет собой современная русская литература, и какие задачи перед ней стоят. Многие считают, что она находится в упадке, но так ли это?
Традиционно в России всегда большое внимание уделялось личности автора и литературе. Так называемый литературоцентризм вообще очень характерен конкретно для нашей страны. Что это значит понять достаточно просто: литературе отводили главенствующую роль, а от писателя ждали большего, чем быть просто творцом. Он был и художником, и религиозным пророком, и психиатром, и политиком, и экономистом. Такими были Пушкин, Достоевский, Булгаков, Солженицын.
Здесь уместно бы было вспомнить фразу русского поэта Евгения Евтушенко: «Поэт в России больше, чем поэт». Действительно, русская литература всегда создавалась на изломе, если не историческом, то духовном. Такой подтекст придавал ей какое-то иное звучание, помогал будоражить общественность, встряхивать сознание. Здесь все – и борьба за свободу, и поиск идеала, и обличение пороков.
Но вот незадача: настали времена относительно спокойные. Как говорил персонаж писателя Чака Паланика в «Бойцовском клубе»: «Мы — пасынки истории. Ни цели, ни места. На нашу долю не выпало ни великой войны, ни великой депрессии». И вот, казалось бы, это долгожданная свобода должна была дать русской литературе второе дыхание, развернуться на всю мощь. Но нет, наоборот, эта ситуация оказалась для нее слишком тяжелой. На первый взгляд кажется, что нет борьбы – нет литературы. Как однажды сказал русский писатель и поэт Дмитрий Быков: «Когда многое стало можно, оказалось, что многим стало нечего делать».
Вдруг многие осознали, что в современном мире к творцу больше не предъявляют тех требований, которые были необходимы раньше. Литература буксует, происходит переоценка ее назначения, и вообще роли писателя. Однако перестройка происходит не только с авторами, но и с читателями. К выбранному произведению требований предъявляется меньше, никто не ждет, что от прочитанной книги произойдет существенная переоценка себя и своей жизни. Наоборот, многие ищут низкопробную литературу, способную отвлечь от ежедневной рутины, не заставляющую читателя рефлексировать.
Но не нужно думать, что вся современная русская литература стала «второсортной». Нет! Она отличается от того, что было, но лишь потому, что перед ней теперь возникают новые задачи. Литературный контекст меняется и становится иным. Но сохраняется множество позитивных тенденций. Так, по-прежнему существуют множество некоммерческих проектов, которых, к слову, в России гораздо больше, чем где бы то ни было; вручается огромное количество литературных премий, больше двадцати, и это тоже очень важная сторона жизни современной литературы. Популярность всевозможных литературных объединений в сети только растет: это и почитатели творчества русских авторов, и люди, которые пробуют сами что-то создавать.
Поэтому говорить о том, что современная литература находится в упадке, не приходится. Скорее, она переживает свое перерождение. Ведь появляются новые имена авторов с глубокими текстами, новыми идеями. В драматургии это Михаил Курочкин, братья Дурненковы, Василий Сигарев, Павел Руднев, Елена Исаева, Иван Вырыпаев, братья Пресняковы, Евгений Гришковец и другие. В поэзии - Олег Чухонцев, Инна Лиснянская, Сергей Гандлевский, Бахыт Кенжеев, Алексей Цветков, Тимур Кибиров, Лев Рубинштейн и другие. В прозе - Захар Прилепин, Денис Новиков, Сергей Шаргунов, Михаил Тарковский, Михаил Шишкин и другие.
Иван Вырыпаев
Алексей Цветков
Василий Сигарев
Захар Прилепин
Елена Исаева
Евгений Гришковец
Михаил Шишкин
Инна Лиснянская
Олег Чухонцев
Тимур Кибиров
Сергей Шаргунов
Михаил Тарковский
Как можно заметить, современная литература породила целую плеяду талантливых людей. Некоторых из них уже изучают в школах. А многие войдут в историю русской литературы, достойно представив наше время последующим поколениям. Нет, русская литература не в упадке, она на пути к новому грандиозному подъему.