О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Великолепный Савва Мамонтов: что меценат сделал для российской культуры
Великолепный Савва Мамонтов: что меценат сделал для российской культуры

Меценат Савва Мамонтов внес неоценимый вклад в развитие российской культуры. Рассказываем, как сложилась судьба «русского Медичи».

Современники называли Савву Мамонтова Великолепным. Именно он внес неоценимый вклад в культуру: открыл миру оперного певца Федора Шаляпина, поддерживал художника Михаила Врубеля, живописца Константина Коровина, художника Валентина Серова и многих других. «В нем всегда была какая-то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. Бог дал ему особый дар возбуждать творчество других», — писал Васнецов. Мамонтов также большое внимание уделял экономике страны: построил Донецкую и Архангельскую железные дороги, больницу, школу, реконструировал Савеловский вокзал в Москве.

Тяга к искусству

Савва Мамонтов родился 14 октября 1841 года в сибирском городе Ялуторовске в семье потомственного купца Ивана Мамонтова. Мужчина занимался винным откупом: платил государству налог на алкоголь и взамен получал право продавать его по своим ценам. Позже Иван Федорович с семьей перебрался в Москву, где основал Закаспийское торговое товарищество, приобрел акции Московско-Курской железной дороги и участвовал в строительстве Московско-Ярославской железной дороги.

Тяга к искусству проявилась у Саввы с детства. Он отлично пел и рисовал. Особенно мальчик любил рассматривать альбомы великих мастеров живописи и скульптуры. Он мечтал своими глазами увидеть Рим, Венецию, Милан. А вот учеба юношу занимала мало. «В гимназии тоска нестерпимая. Она мне так надоела, что не говорил бы о ней», — писал Савва в своем дневнике школьных времен. Однако Иван Мамонтов возлагал большие надежды на будущее сына: он хотел, чтобы тот стал наследником семейного дела.

В 1859 году благодаря подставному лицу Савва сдал вступительный экзамен в Петербургский университет, а немного позже перевелся на юридический факультет Московского университета. «Посещал я лекции с большим интересом, но и с большим вольнодумством, — вспоминал он впоследствии. — Я очень интересовался анатомией и посещал анатомический театр и товарищеские собрания в фотографии Федотова, тоже студента, как и я. Признаться, собрания эти были вздорные и руководились студентами, наивными революционерами».

Теперь у Саввы появилась мечта: он захотел испытать себя на сцене. Юноша пробует свои силы в драматическом кружке «Секретаревский». Так назывался кружок любителей драматического искусства, выступления которого проходили в доме некоего Секретарева. Его прослушал драматург Александр Островский и принял в труппу.

Мамонтову досталась роль Кудряша в спектакле «Гроза». В это время он много репетировал, отца не видел неделями и общался с ним только в письмах. Конечно, подобные несерьезные увлечения не нравились Ивану Федоровичу. В одном из писем Мамонтов-старший писал: «Мне нужен не актеришка, а юрист, которому можно доверить дело. Ты обленился, перестал учиться и предался столичным пустым удовольствиям. Все это ты делал вопреки моим желаниям и моей воле».

Однако Савва не сдался: он решил доказать, что его увлечение театром серьезно. На премьеру спектакля он пригласил отца, достав ему билет в первый ряд. Спектакль прошел успешно. Ивану Федоровичу тоже понравилось выступление, он был растроган до слез.

Судьбу Саввы изменил случай. «Утром отец позвал меня в кабинет, — вспоминает Мамонтов, — и дал прочесть письмо, полученное им из Петербурга, где у него были хорошие связи. Письмо гласило: «У Вас есть сын Савва в университете, уберите его, иначе может быть очень плохо». — «Ну вот ты и допрыгался, голубчик, завтра ты едешь в Баку». Скорее всего доброжелатель намекал на то, что Савва посещал кружки с революционной деятельностью, что могло обернуться тюрьмой.

Почти год Савва Иванович провел в Баку и городах Персии, где трудился на благо Закаспийского торгового товарищества. После чего вернулся сначала в Москву, а затем отправился в Милан торговать шелком и поправлять здоровье.

В Италии Мамонтов начал брать уроки оперного вокала, и даже получил стажировку в Миланской опере. Правда, на профессиональной сцене так ни разу и не выступил. В конце 1864 года он был срочно вызван отцом телеграммой о находящейся при смерти тетушке и обратно уже не отпущен.

В Италии Савва успел познакомиться с 17-летней Елизаветой Сапожниковой, дочерью богатого московского шелкоторговца, и влюбился. Чувства оказались взаимны, и весной 1865 года молодые сыграли свадьбу. В качестве подарка на свадьбу семья Мамонтова подарила молодым особняк на Садовой улице напротив Спасских казарм. Тогда еще никто не знал, что этот дом станет одним из художественных центров Москвы: именно здесь Врубель напишет «Демона», а Шаляпин исполнит свои лучшие партии.

В своих воспоминаниях этого периода Савва Иванович писал, что начал уважать семейное дело. Тем более что доход помогал ему поддерживать своих друзей-художников и не расставаться с искусством. Помимо интенсивной работы Мамонтов вместе с молодой женой много путешествовал по Европе, где заводил новые знакомства. Скульптор Марк Антокольский, живший тогда в Риме, писал: «Вчера уехал один из новых друзей моих, некто Мамонтов. <…> Приехавши в Рим, он вдруг начал лепить, — успех оказался необыкновенный… Лепка у него оказалась широкой и свободной… Надо сказать, что если он будет продолжать и займется искусством серьезно хоть годик, то надежды на него очень большие». А Илья Репин как-то сказал Савве: «Тебе бы в артисты — громче Щепкина бы гремел, громче Мартынова».

В 1869 году скончался Мамонтов-старший. Он успел передать сыну все дела: Савва стал директором общества Московско-Ярославской железной дороги.

Хлебосольное Абрамцево

В марте 1870 году семья купила подмосковное имение писателя-славянофила Сергея Аксакова — Абрамцево. При прежнем хозяине здесь бывали Николай Гоголь и Иван Тургенев, публицист Михаил Погодин, актер Михаил Щепкин. При Мамонтовых же Абрамцево стало местом паломничества художников, скульпторов и музыкантов. В имении регулярно гостили Илья Репин, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Василий Поленов, Василий Суриков, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Михаил Врубель. Здесь прошло отрочество Валентина Серова, мать которого была дружна с Мамонтовыми. В родственных отношениях с хозяевами Абрамцева состоял и Константин Станиславский, называя Мамонтова своим учителем эстетики.

Абрамцево превратилось в хлебосольный дом не только для семьи Мамонтовых, но и для их многочисленных друзей. Росписи стен, украшение дома, текстиль — все делалось руками обитателей усадьбы. Каждому другу здесь давали уменьшительное имя или прозвище. Поленову — Базиль, или Дон Базилио, его сестре-художнице Елене — Лиля, скульптору Антокольскому — Мордух, Серову — Тоша, Коровину — Костенька. Как уточнял литературовед Евгений Арензон, не следовало представлять жизнь в имении как стихийные слеты художников, «в летнее время оседавших у Мамонтовых в Абрамцеве в предвкушении дарового стола и всяческих дачных удовольствий»: все визиты согласовывались с хозяевами заранее, каждый гость появлялся в усадьбе с собственными рабочими планами.

Мамонтов, зная о щепетильности и тонкой натуре друзей, не унижал их ссудами или дарением денег — он находил для них заказы и придумывал большие проекты. Так, знакомство Васнецова с Саввой произошло в тяжелое для художника время: на состоявшейся в 1878 году передвижной выставке ни одно из его произведений не заинтересовало покупателей. В письме к Крамскому он признавался: «Сижу без денег, и даже взаймы взять негде». Зимой 1879 года Савва заказал Васнецову рисунки для альбома, готовящегося к изданию. Благодаря поддержке Мамонтова живописец сумел рассчитаться с долгами и продолжить работу над начатыми картинами. И подобные заказы, которые буквально спасали российских творцов от бедности, Савва Мамонтов делал часто.

Вскоре Савва Иванович решил построить в Абрамцево больницу и школу, что и было сделано в 1873 году. А в 1881 году хозяин усадьбы задумал построить неподалеку церковь Спаса Нерукотворного Образа. «Дом наш принял совсем божественный вид. На всех столах лежат чертежи, рисунки, эскизы… Васнецову церковь не дает даже ночи спать, все рисует разные детали», — вспоминала Елизавета Григорьевна. Архитектором церкви стал Павел Самарин, который работал по эскизу Виктора Васнецова. В наружном и внутреннем убранстве храма принимали участие художники Василий Поленов, Илья Репин, Михаил Врубель, скульптор Марк Антокольский, а также члены семьи Мамонтовых. В 1882 году храм был освящен.

Долгие годы атмосфера в усадьбе была невероятной. Именно здесь родилось много прекрасных работ. В Абрамцево Валентин Серов написал свою знаменитую картину «Девочка с персиками». Случай помог придумать сюжет: в августе 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова вбежала в дом и, взяв персик, присела за стол. Валентин Серов предложил девочке позировать.

В результате Вера позировала 22-летнему Серову каждый день почти два месяца. Потом Серов подарил эту картину жене Мамонтова Елизавете Григорьевне, которую считал своей второй мамой. Нашлось дело и для сына Мамонтова Андрея. С него Васнецов писал Алешу Поповича для своих богатырей.

Мамонтовская опера

Постепенно увлечение театром переросло в идею собрать свою труппу. Мамонтов хотел, чтобы на сцене начали исполнять произведения русских композиторов — критикуемых тогда Мусоргского, Даргомыжского, Римского-Корсакова. Открытие состоялось 9 января 1885 года «Русалочкой» Александра Даргомыжского. Сначала представление называли «любительским спектаклем в очень богатом доме». Однако, когда второй сезон начался «Снегурочкой» Римского-Корсакова, мнение изменилось: получилось даже лучше, чем в Петербурге. В труппе были русские и зарубежные артисты, среди которых Татьяна Любатович, Надежда Салина, Антонио и Франческо д’Андраде.

Мамонтов занимался в театре всем: замыслом, подбором артистов, репетициями, декорациями. Он также финансировал постановки, хотя предприятие и было убыточным. На гастроли приезжали лучшие голоса Италии, Швеции. С присущим невероятным чутьем Мамонтов находил редкие таланты и в России — именно тогда был открыт Шаляпин.

Служивший в театре дирижером Сергей Рахманинов прививал певцам отношение к спектаклю как к единому музыкальному полотну. Позже Шаляпин вспоминал, как Рахманинов учил отталкиваться от музыки в понимании роли, запоминать не отдельные партии, а оперу целиком. Над декорациями и костюмами для театра работали лучшие художники: Врубель, Поленов, Васнецов, Коровин. Театр Мамонтова просуществовал до 1904 года.

Банкротство

Савва Мамонтов сделал еще немало для страны, чего стоят его издательские и архитектурные проекты. Однако деятельность мецената была варварски приостановлена. В 1899 году Мамонтова обвинили в крупных растратах и многочисленных злоупотреблениях. Историки полагают, что арест купца был срежиссирован министром финансов Сергеем Витте. Сам Мамонтов писал об этом так: «Мог ли я знать, что это предприятие обернется таким крахом? Тогда в 1890-м я был владельцем Ярославской железной дороги. Министр финансов Витте навязал мне в аренду Невский механический завод, совершенно разоренный, а взамен обещал строительство новых железных дорог. И зачем я пошел на эту сделку? Но думал-то все сделать по уму, все в одних руках: и дороги, и поезда для них. И деньги появились бы для самого главного — меценатства».
Пока промышленника держали в заключении, его предприятия и недвижимость распродали за бесценок.

Сумму залога подняли с 763 тысяч до заоблачных 5 миллионов, чтобы не выпустить заключенного на свободу, ведь он успел бы спасти капитал. В июле 1900 года на процессе адвокат Мамонтова Федор Плевако произнес речь, вошедшую в историю отечественной юриспруденции: «Ведь хищение и присвоение оставляют следы: или прошлое Саввы Ивановича полно безумной роскоши, или настоящее — неправедной корысти. А мы знаем, что никто не указал на это. Когда же, отыскивая присвоенное, судебная власть… вошла в его дом и стала искать незаконно награбленное богатство, она нашла 50 рублей в кармане, вышедший из употребления железнодорожный билет, стомарковую немецкую ассигнацию… что же тут было? Преступление хищника или ошибка расчета? Грабеж или промах? Намерение вредить Ярославской дороге или страстное желание спасти ее интересы? <…> Судите, но отнесите часть беды на дух времени, дух наживы, заставляющий ненавидеть удачливых соперников, заставляющий вырывать друг у друга добро. В наше время мало работать — надо псом сидеть над своею работой».

Суд признал Мамонтова невиновным. Савва Иванович поселился у дочери Александры и до конца жизни жил на скромные доходы от гончарной мастерской, перенесенной в Москву из Абрамцева. Из старых друзей Савву Ивановича навещали Поленов, Серов и Васнецов. Великого мецената не стало 6 апреля 1918 года, похоронили его в Абрамцево. События в стране оставили эту кончину практически незамеченной: было выпущено несколько газетных статей, а на могилу Саввы Великолепного принесли лишь четыре венка.

Источники:

  1. Савва Мамонтов/ «Цивилизация», www.m.youtube.com/watch?v=_9b8TDfV6_E
  2. Савва Мамонтов. Яркая жизнь с печальным финалом одного из самых известных меценатов России/ ТАСС, www.tass.ru/obschestvo/12663671
  3. Савва Мамонтов/ «Культура», www.culture.ru/persons/9420/savva-mamontov
  4. Меценат и растратчик: что погубило Савву Мамонтова / Газета.ru, www.gazeta.ru/social/2018/04/06/11708221.shtml
  5. www.gudok.ru/zdr/179/?ID=1443833&archive=48548

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной