
Думаю, то, что понимается под словосочетанием "дух времени" (то есть совокупность принадлежащей к тому или иному времени наиболее распространенной общественной морали, мифологии, религиозности, представлений о добре и зле, представлений о войне и мире) отвратительно всегда. Это очевидно, ведь мир лежит во зле.
И даже и в самые благоприятные свои эпохи мир остается миром, то есть сообществом приспособленцев, подлецов и вероотступников, а "общественная мораль" является плодом их бесконечной фарисейской лжи. Разумеется, всё относительно. Одни эпохи благополучнее других. Но даже внутри самых замечательных эпох (что могло быть, скажем, лучше, чем период правления Юстиниана?) всегда одни предают, а другие - предаваемы, всегда большинство лжёт или соглашается с ложью и лишь единицы говорят правду и умирают за свои слова.
Но с другой стороны - если не преодолевать этот самый "дух времени", если не говорить всегда правду в лицо, терпя от мира потоки бесконечных поношений и клеветы (если не что похуже), то как вообще можно считать себя христианином и мужчиной? По-моему, очевидно - "дух времени" (совокупность конформистской лжи большинства) необходимо преодолевать всегда. Право на свободу (от Бога) и жизнь (во грехе) - этико-юридический фундамент современного мира, положенный послевоенной Декларацией Прав человека. Слов "Бог" и "грех" в самом тексте знаменитого документа нет, поэтому я взял их в скобки. Но они там, тем не менее, имплицитно присутствуют. Ведь всё в целом так называемое "послевоенное мироустройство" - венец взрывного процесса секуляризации права и политики, запущенного на полную мощность в Европе только после окончания Первой Мировой. "Свобода и жизнь" вне целевого их употребления, только и имеющего ценность в христианском обществе, на самом деле ничто.
Но именно эти "права", контекстно независимые и гарантированные в послевоенной современности всем, превратились в ценный общественный товар для потребителя политических свобод, усредненного гражданина растущего массового общества. Осталась ещё, правда, горстка христиан, для которых рабство (Богу) и послушание (богопоставленной иерархии) всё-таки не пустой звук. Впрочем, их право на рабство Богу миру вокруг трудно юридически оспорить. Точно так же трудно лишить их права на смерть как врат в Небесное Царство. Как видим и сейчас, как и сто, и двести, и две тысячи лет назад - каждому своё. И Слава Богу за всё.