Город Паро – это воздушные ворота Бутана, единственный международный аэропорт страны. Из него мы и вылетели в Бангладеш.
Не раз по прибытии в какие-либо страны возникали недоразумения и задержки. Но все это были мелочи по сравнению с тем, что нас ожидало в Бангладеш. Наш индийский гид бегал по аэропорту, переделывая документы. На все это ушло более часа. Но все разрешилось. Заплатили за въезд в страну, обменяли валюту и поехали по ночному городу.
Бангладеш молодая страна. В свое время англичане разделили свои владения в Индостане. Индусы получили Индию, а мусульмане Пакистан. При этом Пакистан был разделен Индией на западный и восточный. Власть оказалась у представителей западного Пакистана, к восточному отношение было как к второстепенным провинциям. Это породило сепаратизм. С помощью Индии в 1971 году удалось получить независимость. Возглавил страну Муджибур Рахман.
Он пытался построить светское государство, что не нашло понимания у реакционного духовенства. В результате переворота был убит сам и все члены его семьи, кроме двух дочерей, которые были за границей. В настоящее время в стране проживает 171 млн. человек. Премьер министр Шейх Хасина, дочь Муджибура Рахмана. Везде висят портреты ее и ее отца.
Из-за задержки в аэропорту вечернюю программу пришлось сократить. Посмотрели на здание парламента. Прогулялись по торговой улице Шанхари базар, на которой торгуют индусы. На первом этаже торговая лавка или закусочная, проживают выше. Тут же молитвенные комнаты. Сувениры в лавках на индускую и буддийскую тематику оказались значительно дешевле, нежели чем в Сиккиме или Бутане.
Ужинали в ресторане, это входило в стоимость путевки, но для посетителей примерно 10 $. Выбор блюд был огромный. Мясные, овощные, морепродукты, все попробовать было невозможно, но с непривычки слишком остро. Пришлось запивать водой. Мне больше всего понравились крабы и баранина в соусе.
Я думал, что поскольку Пакистан мусульманская страна, люди замкнуты, а к женщинам не то что бы подходить, но и смотреть в их сторону не рекомендуется. Иначе могут быть проблемы. Подобное бывало у туристов в Египте и Эмиратах. Но все оказалось не так. Народ улыбчивый, с удовольствием фотографировались. При этом нередко проявляли инициативу не только мужчины, но и женщины.
Но в тоже время я увидел и другую сторону жизни в Бангладеш. Это нищие, грязные дети, просящие милостыню. Но лучше им не подавать. Если дашь одному, набежит целая толпа, и невозможно будет от них отвязаться. Мы застряли в пробке. Подошёл мальчик к окну, прося милостыню. Я открыл окно и дал ему бутылку кока-колы. И тут же набежало с десяток детей. Стали кричать и стучать во все окна. Так продолжалось до тех пор, пока мы не выехали из пробки.
На следующий день экскурсия по городу. Было раннее утро, улицы просыпались. Открывались торговые лавки, велорикши и моторикши ждали клиентов. А на тротуарах постелив картонки спали оборванные бездомные.
Мужчины носят европейскую одежду и национальную. Кусок ткани обмотан вокруг талии, один из концов протягивается между ног и крепится у пояса. Женщины практически все в национальной одежде. Мусульманки - шаровары и сверху накидка до колен, индуски в сари. Немало женщин без платков на голове.
В расовом отношении большая часть населения похожи на кавказцев или уроженцев средней Азии. Так, например, нашу бангладешскую гид можно было принять за узбечку.
В стране веротерпимость. 90 % населения мусульмане, остальные индуисты, христиане и буддисты. Храмы разных конфессий мирно сосуществуют. Раньше в городе была большая армянская община. В 1781 году построили церковь во дворе кладбища.
К сожалению, в настоящее время армян в стране нет. Они покинули её по экономическим соображениям еще при англичанах. Но два раза в год приезжает священник и проводит богослужение. Гордость страны - университет. Это несколько зданий. Архитектурный стиль очень оригинален, в основе - строгий английский. А верхние этажи и крыши увенчаны надстройками в национальном орнаменте и башенками.
Индуистский храм был совершенно не похож на храмы, которые мне довелось видеть в Индии. Как сказал наш индийский гид, бенгальский стиль архитектуры. Это вытянутые конусообразные купола.
Наш туристический автобус был уютный с кондиционерами, поэтому резко бросались в глаза ободранные автобусы с пассажирами. Я думал, экономят на краске, оказалась причина в другом. На узких улочках автобусам трудно разъехаться и нередко цепляют друг друга бортами. К правилам дорожного движения особое отношение. Подрезают, создают аварийные ситуации, но при этом не ругаются и разъезжаются.
Если в Сиккиме преступность низкая, а в Бутане ее практически нет, то в Бангладеш нас убедительно просили в ночное время из отеля не выходить.
В домах на окнах везде решетки. Такси смонтированные на платформе мотоциклов так оборудованы, что водитель и пассажиры отгорожены друг от друга решетками, и прикрыты ими с улицы.
Впечатление на меня произвела Звездная мечеть. Ее стены эстетично выложены кафелем и кварцем. Доминирует белый цвет, коричневые и фиолетовые узоры придают контраст, подчеркивая белизну. Надо отдать должное архитектору, он был большой эстет.
После экскурсии по городу, наш путь держал в Пахарпур. До ислама в этих местах жили буддисты и индуисты. И здесь находится один из самых известных памятников 8-12 века – Самапура Вехара. Буддийская ступа. Это объект считается культурным наследием человечества и внесен в каталог ЮНЕСКО. Общая площадь памятника 85 тыс.м2. Облицовано барельефами с изображением Будды. Возле нее располагалось 177 молельных комнат. До конца еще не раскопано, предположительно ее высота соответствует 9-этажному дому.
Рядом со ступой музей. В нем собраны буддийские и индуские статуи, начиная с 6-12 век. К сожалению, фотографировать в музее было запрещено. Но со всей ответственностью могу сказать, мастера прошлого были искусными скульпторами. Все выполнено на высоком художественном уровне. И просматривается, как с каждым веком росло их мастерство.
Обратный путь в Дакку был не близок. С нашим индийским гидом дополнительно работал и местный гид. Женщина лет сорока. Я решил у нее подробнее узнать о жизни в этой стране.
Она пример передовой местной женщины. Окончила университет, муж тоже с высшим образованием. У них две дочери. Но таких семей немного. Грамотных в стране менее 50 %. Женщины практически полностью неграмотные. И хотя по закону мужчина может жениться в 21 год, а женщина в 18, особенно в сельской местности это не соблюдается. Семьи многодетны. Отцы вынуждены много работать.
До пятого класса образование бесплатное. Но сильны традиции, считают, что девочкам не нужно учиться. Мамы не могут помочь детям делать уроки. В результате в стране серьезная проблема со специалистами. Работа женщин государством поощряется. Я видел женщин охранников, полицейских, таможенников.
Разводы составляют до 40 %. После развода дети чаще всего остаются с матерью, но отец платит алименты. Национальная валюта така. 1 $ ~ 110,30 така. Люди с высшим образованием могут зарабатывать по 1000 $ выше. Средняя зарплата 170 $, минимальная 72 $. Цены в местной валюте: молоко 60-90; хлеб 60; яйца 12 штук 120; сыр 750; говядина 700.
Разрешены временные браки. На окраине Дакки есть целый микрорайон, где живут проститутки. Попадают туда из бедных семей, нередко обманным путем. И обратной дороги уже нет. Общество их не примет.
Ночевали мы в Богре. Когда въехали на территорию туристического отеля, было такое впечатление, что из одного мира попали в другой. Аккуратные газоны, кустарники с разноцветными цветами, фонтаны. Это еще раз показало насколько контрастная жизнь в Бангладеш.
На обратном пути в Дакку мы застряли более чем на час. По этой причине не успели посмотреть розовый дворец. Посмотрели менее красивый и хуже сохранившийся.
Я покидал страну с противоречивым чувством. С одной стороны, трудолюбивый народ, но в тоже время бедность и нищета. Нынешнее правительство делает все возможное, чтобы изменить ситуацию. Да и многое уже сделано и есть серьезные улучшения. Будем надеяться, что будет еще лучше.